Чем запомнится «антимонопольщик» Игорь Артемьев? Комментарий Геория Бовта

Глава ФАС Игорь Артемьев, бессменно возглавлявший ее с момента создания в 2004 году, отправлен в отставку. Новым главой назначен бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Шаскольский. Артемьев станет помощником премьер-министра.

Чем запомнится «антимонопольщик» Игорь Артемьев? Комментарий Геория Бовта
© BFM.RU

Артемьев был единственным представителем партии «Яблоко» в правительстве. Он начал политическую карьеру в Санкт-Петербурге в 1990-х, в 1999 году был зампредседателя фракции «Яблоко» в Госдуме и до сих пор остается членом политкомитета партии. По закону ФАС контролирует тарифы и в целом конкуренцию в области гособоронзаказа, госзакупок и закупок госкомпаний, она вправе возбуждать дела о нарушениях антимонопольного и рекламного законодательства.

Игорь Артемьев превратил ФАС в могущественное ведомство, которое не боялось вступать в конфликты с другими ведомствами, главами регионов и бизнесом. Не все из них закончились в пользу антимонопольщиков, против многих вещей они оказались бессильны. ФАС пыталась идти против течения, поддерживая принципы конкуренции вопреки сопротивлению чиновничьей номенклатуры. Пока что Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы был выполнен не более чем на 60%. По 18 отраслевым программам, охватывающим всю экономику, примерно половина мероприятий так и не были выполнены.

Не удалось навести порядок в деле установления тарифов естественных и неестественных монополий. «Мы до сих пор не можем сказать, что должно быть обязательно в тарифе, чего не должно быть никогда в тарифе, в каком случае осуществляется нормирование и по каким формулам», — признавался сам же Артемьев. Монополии и связанные с ними чиновники продолжают повышать тарифы быстрее роста инфляции.

К числу удач работы ФАС можно отнести сокращение числа унитарных предприятий. В прошлом году их количество по сравнению с 2018 годом снизилось на 18%. Правда, начиная с 2013 года их число успело вырасти в 1,5 раза. Более трети (38%) таких предприятий по-прежнему осуществляют деятельность в сферах с развитой конкуренцией, что оказывает резко негативное влияние на нее на локальных рынках. Унитарные предприятия очень удобны чиновникам. Например, для всяких хитростей при госзакупках.

Артемьев построил довольно жесткую систему госзакупок, аналогов которой в мире не сыскать. Однако когда в 2016 году ФАС выявила картель из 90 компаний по поставкам имущества для МВД, ФСБ и ФТС при сумме сделок около 3,5 млрд рублей, то мало что могла с этим поделать. ФАС хотела для расследования дел о картелях получить полномочия силовых органов, в том числе получать персональные данные у операторов связи, проводить без предупреждений проверки и выемку документов, составляющих коммерческую и банковскую тайну. Но эта идея за все время пребывания Артемьева в должности никуда не продвинулась. Дума также не приняла «антикартельный пакет» законопроектов о борьбе со сговорами на торгах и криминализации таких деяний.

Обывателям понравилась громко поданная в свое время отмена внутрисетевого роуминга. Однако операторы зашили издержки в другие тарифы. Бизнес-омбудсмен Борис Титов жаловался, что борьба ФАС с картелями часто приводит к необоснованному преследованию малого и среднего бизнеса. До полного порядка на рынке госзакупок еще очень далеко, в электронных торгах по-прежнему участвуют «свои», они и делят рынок. Или, например, ФАС, как отмечали эксперты, не раз предъявляла антимонопольные претензии к Google, но никогда к «Яндексу». Также она долго боролась за то, чтобы айфоны везде продавались по одной цене.

Именно ФАС наряду с Минздравом стала соавтором идеи регулирования предельных цен на жизненно важные лекарства. Только за прошлый год она заставила снизить 242 цены на такие из соответствующего списка, а начиная с 2016 года — на более чем тысячу наименований, в среднем на 40%. Однако многие считают, что в результате производство таких лекарств стало настолько невыгодным, что привело к их острому дефициту — например, сейчас, на пике пандемии.

После 16 лет верной службы Артемьева не выставили на улицу, а переместили в кресло помощника премьера. В точности согласно еще заведенной при генсеке Брежневе формуле о «бережном отношении к кадрам». Некоторые прочили ему пост и повыше, вплоть до вице-премьера.

На смену Артемьеву пришел человек тоже из Питера — Максим Шаскольский. Он долго проработал во главе ОАО «Петербургская сбытовая компания», «дочки» «Интер РАО», хорошо знает систему тарифов в энергетике. Шаскольского связывали с акционером банка «Россия» Юрием Ковальчуком, сын которого Борис Ковальчук возглавляет как раз холдинг «Интер РАО». Бориса Юрьевича в свою очередь прочили недавно на должность министра энергетики. Однако на этом посту неожиданно оказался Николай Шульгинов из «Русгидро». И вот теперь, с назначением Шаскольского на пост главы ФАС любители конспирологии могут решить, что неформальный баланс интересов конкурирующих между собой околовластных группировок соблюден. Это, собственно, к тому, как старый принцип «бережного отношения к кадрам» преломляется в современной антимонопольной политике.