Портовики объявили войну Минтрансу. Ставки слишком высоки

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) требует перенести сроки ввода инвестиционного портового сбора на 2022 г. или далее «с учетом экономической ситуации», а в 2021 г. выполнить обоснование выбора портов, где будет взиматься сбор, и его базовой ставки. Соответствующие предложения были направлены в Минтранс и ФАС, сообщает KONKURENT.RU.

Портовики объявили войну Минтрансу. Ставки слишком высоки
© Konkurent.ru

В случае решения взимать сбор в 2021 г. предлагается пересмотреть редакцию приказа ФАС и ввести разный размер ставки для различных категорий судов, в том числе контейнеровозов.

Также РСПП хочет ограничить на пять лет предельный максимум годового инвестсбора уровнем 7 млрд руб. (сейчас предполагается, что этот уровень будет превышен в 2023 г.). Кроме того, грузовладельцы считают необходимым расширить перечень портов с 13 до 55, не взимать сбор в портах, построенных за счет частных инвестиций или по концессии, и зафиксировать, что для устранения коррупциогенных факторов единая ставка для всех портов устанавливается в приказе ФАС.

Предпосылкой к введению ИПС в российских морских портах послужило резкое и долговременное ослабление рубля (более чем в два раза) по отношению ‎к основной валюте внешнеторговой деятельности (90% судозаходов в морские порты Российской Федерации осуществляют суда заграничного плавания, объясняли ранее в Минтрансе.

Оценка размера недополученных средств от взимания портовых сборов лежит в основе расчета допустимой (предельной) совокупной величины портовых сборов – предельного совокупного размера ИПС. На период 2021–2023 гг. предельный размер ИПС ежегодно составляет 15 142 млн руб., коэффициент снижения нагрузки по уплате портовых сборов – 0,47 (исходя из средних значений курса долл. США за 1 квартал 2014 г. и 3 квартал 2020 г.).

С учетом установления размера ИПС на предлагаемом «Росморпортом» уровне стоимость судозахода в валютном выражении будет ниже докризисного уровня 2014 г. Коэффициент снижения совокупной нагрузки составит в 2021 г. – 0,72; в 2022 г. – 0,76; в 2023 г. – 0,79.

В связи с этим Минтранс предлагает утвердить требуемый размер инвестиционного портового сбора на 2021 г. в размере ‎5 122,34 млн руб., на 2022 г. – 6 325,99 млн руб., на 2023 г. –‎7 203,97 млн руб.

«Если кто-то посчитает нагрузку слишком серьезной, пусть предоставит документы. Мы все это внимательно рассмотрим и отрегулируем, предоставим дополнительные скидки, если потребуется», - уже заявил замминистра транспорта Юрий Цветков.

По его словам, экономическое основание для ввода инвестпроекта - обеспечение конкурентоспобности российских судовладельцев. Несколько лет назад портовые сборы были переведены в рубли, за счет чего владельцы судов под иностранным флагом, которых в настоящее время большинство - 98%, получили преимущество. Курс доллара резко вырос, в то время как индексация рублевых ставок проводилась крайне нерегулярно.

Полученные от инвестсбора деньги направят на реализацию мероприятий федерального проекта «Развитие морских портов».

Ранее сообщалось, что в список портов, где будет взиматься инвестиционный сбор, входит 13 портов: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Восточный, Находка, Новороссийск, Туапсе, Владивосток, Ванино, Де-Кастри, Пригородное и Мурманск.