Почему суда для промысла глубоководных крабов могут не построить

27 ноября состоится заседание Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса под председательством вице-премьера РФ Виктории Абрамченко. В повестку предстоящего заседания внесены вопросы об организации и осуществлении прибрежного рыболовства, господдержки развития аквакультуры, распределения квот добычи глубоководных крабов.

Почему суда для промысла глубоководных крабов могут не построить
© Konkurent.ru

То, что ситуация с глубоководными крабами попала под внимание правительственной комиссии – закономерно. Скандал вокруг аукционов начался с того момента, когда из-за отсутствия желающих первый аукцион не состоялся еще в 2019 г. 2020-й ознаменовался двумя провалившимися аукционами и «шоковым» исключением из промышленного оборота 8,5 тыс. тонн глубоководных крабов.

Это принесло значительный ущерб государству и 16 пользователям. А ведь ФАР после несостоявшегося аукциона 2019 г., обязано было вернуть глубоководные крабы пользователям. Приморский сенатор Людмила Талабаева обратилась в Генеральную прокуратуру с жалобой на бездействие ФАР по распределению 8,5 тыс. тонн глубоководных крабов, как того требовал закон после первых несостоявшихся торгов. Генеральная прокуратура вынесла соответствующее предписание, но ФАР его так и не выполнило.

В итоге в этом сегменте крабового промысла произошло сокращение выпуска экспортной товарной продукции на 50%, недополучение бюджетом налоговых отчислений, лишение заработка членов экипажей и создание критической финансовой обстановки на предприятиях. Отрасль лишилась около 500 рабочих мест, что не лучшим образом сказалось на социальной ситуации в дальневосточном регионе.

Однако эксперты считают, что последние торги, на которых было реализовано 4 лота, из-за изменений законодательной базы, позволивших снизить стартовые цены в три раза, несут в себе риски неисполнения инвестиционных обязательств по строительству краболовов. Но даже значительное снижение цены не привлекло профессиональное сообщество добытчиков краба, так как помимо аукционной стоимости каждый лот обременяется обязательством постройки судна, стоимостью не менее 1 млрд руб., и все понимают, что при таких условиях приобретение этих лотов глубоководного краба заведомо убыточно.

Единственным участником торгов стало ЗАО «Тефида», подавшее заявку на четыре лота из шести лотов. Участие единственной компании в торгах, вновь поднимает вопрос о рентабельности промысла глубоководных крабов при условии выполнения инвестиционных обязательств по строительству краболовных судов. И здесь комиссии предстоит оценить, не получится ли так, что победитель аукциона сможет использовать квоты в течение 3-4 лет, а потом заявить о том, что у него не хватает ресурса для строительства судов и отказаться выполнять инвестиционные обязательства без какого-либо ущерба для своего предприятия?

Подобная практика ненадлежащего выполнения инвестиционных обязательств уже получила распространение в минтаевом бизнесе. Чтобы понять может ли государство «получить» невыполнение инвестиционных обязательств от пользователей в ближайшем будущем, нужно всего лишь проанализировать как в 2020 г. поработали береговые заводы по переработке минтая. Государство обменяло 14,5 тыс. тонн биоресурсов не только на обязательства по строительству заводов, а на ежегодный выпуск товарной продукции. Ведь конечная цель проекта «Квоты в обмен на инвестиции» производство прописанных в соглашении объемов филе, муки, фарша, которые предприятия обязаны выпускать на период пользования инвестиционными квотами. Официальные объемы производства продукции, прописанных в соглашении регулятора и заводами, не опубликованы Росрыболовством. Однако по неофициальной информации ни одно производство не произвело прописанный в соглашении тоннаж филе минтая. Срыв выпуска обязательных объемов продукции на сегодняшний день колеблется от 20 до 60%. Между тем инвестиционные квоты компаниями освоены на 100%.

Невыполнение инвестиционных обязательств может затронуть и глубоководный промысел. После снижения аукционной цены до 290 млн руб. за один лот, срок окупаемости аукционной цены сократился до 2-3 лет. Свои инвестиционные обязательства победитель торгов должен выполнить в течение 5 лет. Эксперты обращают внимание, что за невыполнение обязательства по постройке судна предусмотрена только одна мера ответственности – расторжение договора о предоставлении инвестиционных квот краба. Но снижение стартовой цены на лоты глубоководных крабов в 3 раза, позволяет в будущем уклониться от основной цели инвестиционных аукционов - постройки судов, так как сроки окупаемости стоимости лотов стали меньше сроков выполнения инвестиционного обязательства.

В регламенте (дорожной карте) по процедуре строительства судов, указано что купивший квоты пользователь предоставляет договор на строительство судов в течение 180 суток. Если договор в этот срок не представляется, то пользователь платит штраф 10% от стоимости квот и получает еще 60 суток. Указанные 240 суток и имеющиеся пробелы в законодательстве, дающие дополнительное время бесконтрольного пользования ресурсом, позволяют компании окупить приобретенные лоты, и возможно отказаться от строительства судна, так как затраты на строительство, а это реально более 1,5 млрд руб. делают промысел нерентабельным. При этом мгновенно лишить пользователя квот за невыполнение инвестиционных обязательств невозможно. ФАР только по истечению 240 суток обязан начать процесс лишения пользователя квот в судебном порядке, а это процесс длительный и пользователь может успешно добывать крабов и получать прибыль.

После продажи лотов, регулятор ближайшие 4 года будет выступать в роли пассивного наблюдателя за исполнением инвестиционных обязательств. Безусловно, что ведомство рассчитывает, что победитель крабовых аукционов все же окажется добросовестным пользователем. В то же время, компания, получившая квоты, может придерживаться своей модели ведения бизнеса, которая отличается от той, что представляют себе чиновники. Как пример, это стоимость заводов по переработке минтая у разных пользователей. Почему она отличалась на сотни миллионов рублей? Может потому, что отдельные бизнесмены возводившие заводы под инвестиционные квоты заранее были уверены, что с них не будет спроса за неисполнение обязательств по выпуску продукции. И завод выпуская не 25 тонн филе минтая в сутки, а всего 5, не будет лишен квот на 14 тыс. тонн рыбы.

Развеять скептицизм можно очень просто. Росрыболовству нужно отчитаться перед обществом и правительством о том, сколько продукции произвели заводы по переработке минтая. Иначе, закрытость этих данных будет свидетельствовать о том, что чиновники ФАР намеренно скрывают информацию, которая дает возможность оценить, как идет проект возрождения береговой переработки, который был разработан президентом и правительством. Не исключено, что 27 ноября на заседании правительственной комиссии уже заслушают пояснения Росрыболовства.

Что касается глубоководных крабов, то и в этом вопросе чиновники Росрыболовста должны объяснить, почему не распределили «зависшие квоты». Ведь в правительстве понимают, что без разработки процедуры тщательной проверки и контроля над исполнением инвестиционных обязательства, а также жесткой и эффективной системы мер ответственности за их невыполнение – «игры» в инвестиционные квоты не приведут к прорыву отрасли на который рассчитывает государство.

СПРАВКА

Единственным участником торгов стало ЗАО «Тефида», подавшее заявку на четыре из шести лотов. Суммарная цена продажи составила 1,16 млрд руб. Договор будет заключен по 4 лотам – квоты на вылов краба в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской и Северо-Охотоморской подзонах. По условиям торгов, доля квоты будет закреплена за единственным участником аукциона на 15 лет.

Примечательно, что банковские структуры не объявляли о том, что они кредитовали рыбный бизнес на приобретение этих лотов. В тоже время по официальной информации ЗАО «Тефида» имела годовой доход за 2019 г. 649 млн руб., предыдущие годы он был еще меньше. Основные активы 29 млн руб. и при таких показателях банки России 1,16 млрд руб. никогда не дадут. Это указывает на зарубежный источник финансирования, и ФАР обязан был проверить компанию на наличие и узаконенность иностранных инвестиций согласно обязательной процедуре, учитывая, что рыбная отрасль отнесена к стратегически важным.

Между тем в открытых источниках правопредшественником ЗАО «Тефида» указывается ЗАО «Океан-прим». Фирма с очень похожим названием 15 лет назад фигурировала в уголовном деле Алексея Козлова, стоявшего у истоков ряда дальневосточных компаний «Модус», «Маримпекс», «Чукотрыба», «Океан-Прим» и др. Бизнесмен обвинялся в том, что организовал незаконный промысел краба, и был приговорен к 7 годам лишения свободы. Также известно о том, что победитель торгов имеет три шхуны, которые есть у предприятия: в 2018 и 2019 гг. они работали по квотам других компаний.

Учитывая недоработки в системе контроля над исполнением инвестиционных обязательств по строительству судов и указанные открытые вопросы по ЗАО «Тефида», ФАР обязан отнестись к этой ситуации принципиально и провести тщательную проверку прежде, чем заключать договора с названной компанией.