СПГ с газовозов на танкеры начали перегружать прямо в море возле Мурманска – раньше это делали в Норвегии

Основные газовые проекты компании НОВАТЭК – «Ямал СПГ» и «Арктик-СПГ 2» – работают на экспорт сжиженного природного газа. У компании есть маршруты как в Азию (через Севморпуть), так и в Европу через Мурманск. Но из-за природных условий СПГ вывозится с терминала газовозами ледового класса, а клиентам доставляется обычными танкерами. Поэтому для коммерческого успеха особо важно то, как компания наладит перевалку газа. НОВАТЭК обычно стремился перегружать газ в российских водах, но в марте этого года не смог привлечь иностранных специалистов для запуска перевалки, поэтому перенес ее в порту Хоннингсвог в Норвегии. В августе компания пыталась организовать перевалку в российских водах, но судоводители «Совкомфлота» рассказали, что место было выбрано неудобное – оно открытое, узкое и подвержено волнениям. Однако теперь стало известно, что 21 ноября перевалка в российских водах снова возобновилась – СПГ-танкер ледового класса Arc7 «Николай Евгенов», выйдя 18 ноября из терминала в порту Сабетта, перегрузил газ на танкер класса Arc4 Yamal Spirit, который до того вернулся из Гибралтара. Перегрузка прошла возле острова Кильдин недалеко от Мурманска. Такая перевалка борт-в-борт может давать неплохую экономию для НОВАТЭКа, считают эксперты. Так, хоть условия для перевалки в Хоннингсвоге более благоприятные, а власти Норвегии не запрещают такие операции (несмотря на давление со стороны США), перегрузка в российских водах неплохо экономит время. Так, вместо 28 дней (которые СПГ-танкер шел бы в Европу и обратно) плечо для танкера сократилось до 7 дней. Учитывая, что ставка фрахта на газовоз составляет 70-80 тысяч долларов в сутки, компания экономит порядка 10 долларов на тонну газа, а по итогам года сэкономит 180 миллионов долларов. В будущем НОВАТЭК может запустить собственный перевалочный терминал в Мурманске, что даст возможность торговать газом прямо оттуда (по условиям FOB – когда обязательства продавца заканчиваются погрузкой товара на судно в порту) и заключать долгосрочные контракты. это позволит компании вообще не заниматься доставкой СПГ потребителям – учитывая, что судоверфи в России и мире сильно загружены, от такого выиграют все.

СПГ с газовозов на танкеры начали перегружать прямо в море возле Мурманска – раньше это делали в Норвегии
© Банки Сегодня