Рынок такси предложили регулировать через инструменты СРО

Еще в 2018 году в Государственную думу Российской Федерации был внесен законопроект «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси», и вот наконец профильный комитет ГД по транспорту и строительству направил в Государственное правовое управление президента РФ пятый вариант законопроекта. В этот вариант уже добавлены самозанятые. Законопроект делает обязательными трудовые отношения между таксопарком и водителем – именно это может помочь при возмещении ущерба, так как появляется ответственность компании-перевозчика.

Рынок такси предложили регулировать через инструменты СРО
© РЖД-Партнер

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин выразил согласие с тем, что вся система, сложившаяся сегодня в сфере услуг такси, требует пересмотра и поиска решений, способных защитить и пассажира, и водителя. По его мнению, для структуры федерального уровня, которой является Торгово-промышленная палата, для качественной защиты интересов предпринимателей должна быть выработана консолидирования позиция, которую ТПП РФ сможет донести до федеральных органов исполнительной власти.

Председатель комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, первый заместитель председателя комитета ГД по транспорту и строительству Виталий Ефимов подробно рассказал о том, почему вдруг все озаботились проблемами такси: данная сфера дает доходов 800 млрд руб., и за эту цифру идет борьба. Вопрос в том, что бы все секторы, которые занимаются перевозками, были поставлены в одинаковые условия: и водители, и перевозчики, и агрегаторы. При этом агрегаторы не хотят уступать, и эта борьба длится уже 2 года, с момента первого чтения законопроекта о такси. «Мы считаем, что такси – это прежде всего региональный транспорт и за все должны отвечать региональные власти, а агрегаторы против создания юридических лиц в регионах», – отметил В. Ефимов.

Обращаясь к зарубежному опыту, он отметил, что тарифы чаще всего утверждает комиссия при муниципалитете, ограничено количество разрешений, а агрегатор выступает как перевозчик и ответственное лицо. Поддерживая участие самозанятых в сфере такси, он подчеркнул, что это должны быть только российские граждане.

Начинать формирование модели регулирования такси стоит с законодательных норм: понятна роль муниципалитетов, перевозчика, водителя, но что от этого получит пассажир, какая ответственность будет перед государством, перед пассажиром? По мнению В. Ефимова, обязательно следует прописать минимальный уровень тарифа: гарантированную составляющую по заработной плате и безопасности (обслуживания).

Рынок такси по факту регулируется службами заказа такси, агрегаторами, поэтому разрешение на транспортное средство как инструмент регулирования не подходит, подчеркнул директор ассоциации «СРО «МОАТП» Андрей Абрамов. Он предложил рассмотреть альтернативу – электронный путевой лист. Только в последние 2 года фокус внимания переместился с транспортного средств на самого водителя, так как именно на нем замкнута главная составляющая – безопасность. В качестве организационной структуры СРО такси А. Абрамов предложил вертикаль: от национального объединения (принятие стандартов, взаимодействие с ФОИВами) до муниципальных СРО (взаимодействие с потребителями).

Важно также учитывать вопросы возмещения ущерба в различных случаях, связанных с перевозками в такси (наезд на пешехода, авария, насильственные действие в отношении пассажира или водителя). Да, у крупных агрегаторов есть добровольные страховки, но выяснить, кто отвечает в случае аварии, не всегда представляется возможным, так как в перевозке участвуют перевозчик, владелец разрешения на перевозку, владелец транспортного средства, и это могут быть совершенно разные люди, подчеркнула правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова. «Для разработки действенного регулирования надо понять, что будет представлять общая схема рынка такси в привязке к сегодняшним реалиям. Определить количество выдаваемых разрешений и нижний порог безопасного тарифа, регулирование передать в региональные департаменты транспорта», – считает эксперт.

С ней согласился и руководитель транспортного отдела ТПП Ульяновской области, директор Ассоциации перевозчиков и диспетчерских служб Ульяновской области Михаил Фролов: «Мысль правильная: нужно объединять самозанятых, необходима координация на федеральном уровне».