Forbes (США): Москва считает, что изменение климата может стать хорошим бизнесом

Градостроители, начинающие предприниматели и представители крупного бизнеса — все они начинают понимать, что беспокойство по поводу изменения климата способствует появлению целых новых отраслей. Или нового спроса на старые — например, компании, производящие солнечные батареи, ставшие предметом интереса в 1970-х годах, компании, производящие электромобили, такие как «Лордстаун Моторс» (Lordstown Motors), и действительно старые традиционные товары, например, велосипеды и электросамокаты, которые являются частью так называемого движения «Мобильность как услуга» (MaaS).

В Москве работают некоторые из крупнейших на российском рынке инвесторов ESG (оценивающих активы с точки зрения экологичности, а также общественной и управленческой ответственности — прим перев.). Вы не знали? Кто бы мог представить?

Московская Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов и Московская фондовая биржа запустили рейтинг «зеленых» выпусков ценный бумаг российских компаний. В двух российских листингах «Гарант-Инвеста» и «Коммерческой недвижимости» теперь есть новая категория активов — «зеленый сегмент», местный знак одобрения для ESG-инвестора.

Для новых российских компаний, которые могут получить это право и сделать свою компанию публичной, принадлежность к числу проводников «зеленой идеологии», экологических проектов делает их еще более привлекательными для европейских менеджеров ESG-фондов, которые инвестируют в экологически устойчивый бизнес.

В настоящее время лучшими из российских голубых фишек являются акции компании «Яндекс» (YNDX-0.9%). Следующими могут стать акции компании «Озон» (Ozon), которая вышла на первичное размещение. Это — российский аналог компании «Амазон» (AMZN 0.0%).

ESG риск-рейтинг «Яндекса» лучше, чем у многих американских технологических компаний. По данным рейтингового агентства «Састейнаналитикс» (Sustainalytics), за месяц, закончившийся 31 октября, «Яндекс» занимают 30-е место с «умеренным» уровнем риска ESG.

Компания «Эппл» (Apple AAPL —0,8%) занимают более высокое место с риском на уровне 24, но из-за таких проблем, как срок службы/утилизация батареи и телефона, уровень «неоднозначности» оценивается как 3, а «Яндекс» находится на уровне 2. Следующую сточку в рейтинге (25-е место) занимает компания «Твиттпр» (Twitter), и по оценке «Састейнаналитикс», уровень «неоднозначности» такой же, как и у «Эппл». «Фейсбук» (Facebook) занимает 31-е место и отстает от «Яндекса», уровень «неоднозначности» — 4. Рейтинг компании «Гугл» (Google GOOG —0,1%) в целом немного выше, на уровне 24, но уровень «неоднозначности» — 4 (по шкале от 0 до 5).

Москва смотрит на север

Страны Северной Европы занимают лидирующие позиции со своими суверенными фондами благосостояния и намерены выйти на нулевой баланс выбросов углерода в течение жизни одного поколения. Они вкладывают свои деньги в расчете на сотрудничество с компаниями, деятельность которых, по их мнению, не оказывает негативного воздействия на климат и которые являются экологически безопасными. В целом Россия находится в самом конце списка. Но России нужны европейские управляющие фондами, поскольку Европа — это большой источник притока иностранных портфельных инвестиций в российские компании.

Крупнейший пенсионный фонд Норвегии еще в 2011 году продал все принадлежавшие ему акции российского горнодобывающего гиганта «Норникель», потому что компания загрязняла экосистему Арктики. Подобные проблемы преследуют и другие российские компании, занимающиеся освоением ресурсов, а это самый важный сектор российской экономики. Россия не собирается сидеть сложа руки и оставаться в стороне от экологического тренда.

Чтобы продемонстрировать свое серьезное отношение к вопросам экологии, Москва берет пример с северян и запускает свое приложение для города, основанное на концепции MaaS (Mobility-as-a-Service — «Мобильность как услуга»). Концепция MaaS — это «персонализация передвижения по Москве» с минимальными затратами времени и сил. В приложении учтены все виды транспорта, пресловутая транспортная нагрузка в городе в конкретный момент, и подсказывает местным жителям лучший способ добраться в нужное им место с наименьшими затратами и минимальным использованием ископаемых видов топлива.

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что к единой транспортной MaaS-платформе Москвы присоединятся частные таксомоторные компании, каршеринговые компании, фирмы по прокату велосипедов и самокатов.

«Москва делает все возможное для достижения цели цифровизации своей транспортной системы. И в этой сфере мы хотим занять лидирующую позицию», — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

К единой транспортной MaaS-платформе Москвы, которая будет запущена в четвертом квартале 2021 года, присоединяются агрегаторы такси и каршеринга «Яндекс.Драйв», «Ситимобил», «Делимобиль», BelkaCar, а также проката электросамокатов Urent, Whoosh и небольшой венчурный стартап «Самокат шеринг».

Создатели московской платформы MaaS официально не ставят перед собой цели привлечь какое-то определенное количество зарегистрированных пользователей, но, по мнению отраслевых инсайдеров, число пользователей платформы MaaS будет равна числу пользователей сервиса Wi-Fi компании «МаксимаТелеком» в московском метро, в котором беспроводным Wi-Fi интернетом ежедневно пользуются 1,2 миллиона пассажиров.

Транспортная MaaS-платформа Москвы не является новым модным направлением в бизнесе. Это часть более общего представления о том, что происходит в глобальном городе, и что большинство людей не стали бы связывать с экологическими «зелеными» инициативами, развернутыми по всей Европе.

Система «интеллектуальной мобильности» предусматривает включение в систему общественного транспорта недорогие варианты проката транспортных средств для поездок по городу и предоставляет пожилым пользователям варианты краткосрочного проката городских такси и микроавтобусов, а молодежи — информацию о том, где в Москве можно взять в прокат электрические самокаты и велосипеды.

«Как профессиональный стартапер и ярый фанат самокатов, могу вам сказать, что катаюсь на них даже московскими зимами, — говорит Игорь Хмель, основатель финтех-компании «БанкЭкс» (Bankex). — Большую часть времени я провожу в Кремниевой долине, но когда я приезжаю по делам в Москву, прекрасно, что здесь есть такое же разнообразие средств передвижения по городу».

Транспортные платформы MaaS используются в Сингапуре, Вене и Дубае. Москва — город с населением в 20 миллионов человек, здесь есть огромные проблемы с пробками, и большие расстояния. В большинстве случаев единственным способом передвижения по городу являются метро и автомобиль.

Финляндия внедрила свое приложение MaaS, чтобы помочь создать интеллектуальную транспортную систему в Хельсинки, но это было нелегко. Они до сих пор устраняют незначительные недоработки и доводят всю систему «до ума».

Японская система райдшеринга поначалу не позволяла решать задачи, ради которых ее создали, но после того, как ее дополнили программой искусственного интеллекта, разработанную компанией «Тосиба» (Toshiba) которая определяет самые короткие маршруты быстрее, чем до этого, она доказала свою эффективность.

Как писала 26 ноября газета «Файнэншнл Таймс» (The Financial Times), вся концепция устойчивого развития становится крупным бизнесом для городского планирования и потребительских брендов во всем мире.

Во многом она основана на страхе: если мы не будем беспокоиться о климате, мы можем оказаться свидетелями неожиданных катастрофических событий. «Изменение климата может привести к непредсказуемым экологическим последствиям и этот „зеленый лебедь" может стать причиной следующего системного финансового кризиса», — говорится в докладе Банка международных расчетов, опубликованном ранее в этом году. Все «технари» думают, что знают, как решить эту проблему.

Некоторые новые стартапы всецело поглощены проблемой окружающей среде, будь то в традиционных секторах, таких как автомобилестроение, или в новых — таких как технология блокчейн. Бразильцы, стоящие этой историей с токеном Мосс Карбон Кредит (Moss Carbon Credit», говорят, что их «миссия — борьба с изменением климата и сохранение планеты».

Их платформа Moss.Earth и блокчейн-система дают пользователям возможность покупать углеродные (карбоновые) кредиты, а потребителям или компаниям «погасить» свои выбросы парниковых газов, эквивалентные выбросам углекислого газа. В этом году компания осуществила высокорисковые «посевные» инвестиции в размере 3,3 миллиона долларов путем привлечения средств частных компаний и природоохранных властных структур Бразилии. Они заявили, что им удалось обеспечить углеродные контракты на следующие четыре года (20 миллионов тонн, или 20% от мировых поставок).

Основатели стартапов заявляют, что за последние восемь месяцев они уже направили на природоохранные проекты 10 миллионов долларов. Они планируют распространить эту систему на другие проекты, финансируемые их блокчейн-решением проблемы выбросов СО2. Они утверждают, что тем самым они обеспечивают защиту лесов и зеленых массивов общей площадью около 741 тысячи акров.

Берлинская компания «Экозия» (Ecosia), которая развивает одноименную поисковую систему и «сажает деревья», отчисляет основную часть своей прибыли некоммерческим организациям, занимающимся лесовосстановлением и посадкой деревьев.

«Купив и продав один углеродный кредит, можно компенсировать выброс углерода объемом в одну тонну», — говорит Луиш Фелипе Адайме (Luis Felipe Adaime), основатель и руководитель Moss.Earth. Адайме пытается внедрить инновационную технологию блокчейна на рынок углеродных кредитов, который, по его мнению, на данный момент является неэффективным. «Это позволяет значительно увеличить финансирование мероприятий по охране окружающей среды и сокращению выбросов С02» — говорит он.

В январе прошлого года правительство России план подготовки экономики к последствиям изменения климата. В докладе говорилось, что страна сделает все возможное, чтобы смягчить ущерб от потепления за Полярным кругом, а также «использовать преимущества» более высоких температур на юге для развития сельского хозяйства.

В документе был изложен план действий, в котором говорилось, что глобальное потепление оказывает «заметное и возрастающее влияние» на развитие России, жизнь людей, здоровье и экономику в целом. Это особенно справедливо, когда основные потребители российских углеводородов — европейцы — все чаще выступают против ископаемого топлива.

Россия является ведущим зарубежным поставщиком природного газа в Европу. В декабре прошлого года на некоторых российских горнолыжных курортах для катания на лыжах пришлось поводить искусственное оснежение склонов, потому что это был самый теплый декабрь в истории.

«Отрадно слышать об идеях, предлагаемых в Москве для сокращения выбросов углеродов, — говорит Крис Торн (Chris Thorne), председатель правления компании „Бродлайн Кэпитал (Broadline Capital), комментируя активное стремление Москвы приобщиться к системе MaaS. — Транспорт в значительной степени повышает количество выбросов углекислого газа в большинстве городов. Один из вопросов заключается в том, как сделать так, чтобы горожанам было проще, удобнее и доступнее выбирать более экологически чистый транспорт. Каждый раз, когда городской житель, которому надо каждый день добираться на работу и обратно, вместо поездки в одиночку за рулем автомобиля предпочитает идти пешком, ехать на велосипеде, пользоваться карпулинг-сервисом или общественным транспортом, это полезно и выгодно».