Владимир Владимиров: Ставрополье развивается, несмотря на пандемию

Ставропольский край, несмотря на пандемию нового коронавируса, смог сохранить темпы экономического роста и туристический поток. Опыт, извлеченный из ситуации с COVID-19, станет основой для дальнейшего развития здравоохранения в регионе.

Владимир Владимиров: Ставрополье развивается, несмотря на пандемию
© ТАСС

Губернатор края Владимир Владимиров в интервью ТАСС рассказал, какие меры позволили экономике выстоять, сколько средств вернули отдохнувшие на Ставрополье туристы и как обновится инфраструктура Кавминвод в ближайшие годы.​

— Пандемия коронавируса стала в нынешнем году основным вызовом для России. И хотя эпидпроблема еще не решена, можно ли говорить о том, что из нее извлечены определенные уроки на уровне региона?

— Главный урок пандемии состоит в том, что мы абсолютно ясно и четко увидели "болевые точки" краевого здравоохранения. Но нет худа без добра — устраняя их, мы "выросли над собой". Увидели последовательность задач, которые сегодня решаем.

Первое, что потребовалось, — мобилизация. Вопрос об обеспеченности специализированными инфекционными койками мы поставили перед собой еще весной. И оказалось — правильно. В начале пандемии на Ставрополье их было 1,3 тыс. Сегодня — уже 3,7 тыс. А к началу 2021-го будет больше 4 тыс. Благодаря этим действиям мы имеем сейчас 20-процентный резерв коечного фонда и готовы оказывать помощь всем нуждающимся в ней пациентам.

Эту работу планируем продолжить и в следующем году.

Но лечат не койки и не палаты, а врачи. Здесь тоже пришлось решать очень быстро и очень многое.

Естественно, год назад количество инфекционистов и эпидемиологов в крае соответствовало, скажем так, "мирному времени". Пришлось срочно перестраиваться — организовали краткосрочные курсы для медицинских работников по диагностике и лечению COVID-19. Весной их прошли около 6 тыс. человек. И, конечно, кадровый потенциал отрасли будем усиливать и дальше, уже в среднесрочной перспективе — с помощью программ целевого набора и всех других доступных инструментов.

К слову, весь опыт, который получила наша медицина в этот непростой период, мы планируем обобщить и уже в следующем году превратить в конкретные решения по развитию отрасли. Это и станет темой 2021 года, который на Ставрополье объявлен Годом здравоохранения.

Я всегда говорю: спасибо врачам! Но сейчас хочу еще поблагодарить промышленный комплекс края за работу в период пандемии. На Ставрополье налажено производство средств профилактики. Наши предприятия уже выпустили более 3 млн защитных масок, а невинномысский завод бытовой химии "Арнест" стал одним из лидеров в стране по производству дезинфицирующих средств.

Сейчас прорабатываем варианты открытия линий по производству медицинского кислорода в городе Буденновске и городе Невинномысске на заводах "Ставролен" и "Азот".

— Как вы оцениваете влияние пандемии на экономику края?

— Прежде всего, хочу сказать, что это влияние было бы куда более разрушительным, если бы не весомая поддержка федерального центра. Из 8,5 млрд рублей, потраченных Ставропольем непосредственно на борьбу с коронавирусом, более 6 млрд рублей — средства российской казны.

Если говорить в целом — экономика региона выстояла.

Государство протянуло руку помощи бизнесу и производству. В целом меры поддержки составили около 11 млрд рублей. Из них около 5 млрд были адресованы малому и среднему бизнесу.

Мы задействовали такие формы помощи, как снижение налоговых ставок и арендной платы за госсобственность, продление сроков уплаты и реструктуризация ряда налогов и страховых взносов. Мерами поддержки воспользовались 98% малых и средних предприятий наиболее пострадавших от пандемии отраслей.

Все это оказалось оправданным. Более того, по итогам десяти месяцев этого года индекс промышленного производства в крае вырос на 1,4%, на 7,4% больше выполнено работ в строительстве, на 5,6% выросло производство пищевых продуктов.

Но, конечно, нельзя говорить, что все было легко, что все обошлось без потерь. Это не так.

Но мы используем все доступные инструменты для улучшения ситуации. Серьезные ожидания связаны с реализацией краевого бюджета на следующий год. Он недавно принят и сверстан так, чтобы обеспечить и выполнение социальных обязательств, и нацпроектов, и обеспечить поддержку экономического роста.

— Ставрополье активно привлекает крупные инвестиции, причем это касается как индустриального сектора, так и АПК. Изменилась ли позиция инвесторов в связи с новой экономической реальностью?

— Наши соглашения с компаниями-партнерами рассчитаны не на год или на два, и инвесторы успели убедиться в их эффективности. Поэтому пандемия на инвестиционное самочувствие края не повлияла.

По итогам девяти месяцев инвесторы вложили в Ставрополье более 135 млрд рублей — на 28% выше, чем за тот же период в 2019 году. По итогам года в целом мы ожидаем не менее чем 10-процентный рост инвестиций.

— В нынешнем году Ставрополье постигла засуха, причем, насколько я знаю, это происходит не впервые. Как аграрный регион, где сельхозпроизводство играет ведущую роль, реагирует на этот вызов? Были сообщения о том, что для вызывания осадков в край даже вызывался самолет Росгидромета.

— Изменение климата на Ставрополье — серьезный вызов, на который необходимо отвечать системно. Наш ответ — ускоренное развитие орошения.

Сейчас в крае создаются 19 мелиоративных комплексов на общей площади 9,3 тыс. гектаров. Еще 26 проектов мелиорации будут реализованы в 2021–2022 годах.

Орошение — это тот выстрел, который попадает сразу в двух зайцев. Мелиорация не только страхует производителей, но и открывает путь для диверсификации возделываемых культур. На овощном поле или в саду требуется больше рабочих рук, чем на пшеничных нивах. Это положительный эффект для рынка труда на селе, для социально-экономического самочувствия территорий.

2020 год подтолкнул нас по-новому посмотреть и на источники водоснабжения. Мы должны шире использовать подземные воды. На Ставрополье есть значительные подземные водоносные пласты с потенциалом промышленного освоения 1,2 млн куб. м в сутки. Сейчас разрабатываем механизм их использования.

Самолет-лабораторию Росгидромета мы действительно привлекали. Он неплохо себя показал — осадки выпали. Вполне возможно, что подобная практика будет использоваться и в дальнейшем.

— Как чувствует себя санаторно-курортный комплекс края? Туристов не испугала пандемия?

— Отдыхающие к нам поехали сразу, как только стали открываться санатории, пансионаты и дома отдыха. По понятным причинам "высокий" курортный сезон в Ставропольском крае в нынешнем году начался позже обычного — 1 июня, но постепенно набрал обороты.

В санаторно-курортных учреждениях края и прежде всего региона Кавказских Минеральных Вод уже отдохнуло свыше 350 тыс. человек.

Хорошим стимулом развития внутреннего туризма в нынешнем сезоне стал предложенный на федеральном уровне механизм частичной компенсации затрат на отдых в регионах России. В программе по возврату средств уже участвуют 70 ставропольских здравниц. В целом туристам, отдохнувшим на Кавминводах, было возвращено более 25 млн рублей.

Естественно, все действующие санатории проводят профилактические мероприятия, чтобы обеспечить эпидемиологическую безопасность.

— Власти Ставрополья запланировали проведение масштабных мероприятий по обновлению коммунальной инфраструктуры городов-курортов. Для чего?

— Кавминводы принимают в среднем 1,2 млн отдыхающих в год. Между тем потенциал курортного региона намного больше. Есть возможности к 2030 году увеличить турпоток в четыре раза. Но все упирается в неразвитость инфраструктуры.

Мы подготовили предложения на федеральный уровень по 33 объектам коммунальной, транспортной, курортной инфраструктуры на общую сумму 36 млрд рублей.

Речь идет о реконструкции очистных сооружений, прокладке второй нитки междугородного канализационного коллектора Кисловодск — Ессентуки — Пятигорск. Хотим запустить аэроэкспресс из Кисловодска в аэропорт Минеральные Воды, построить объездные дороги к городам-курортам.

Это серьезные задачи. Очень важна поддержка федерального центра.

— Но некоторые проекты на КМВ реализуются уже сегодня и вызывают общественный резонанс — например, создание велотерренкура. Будут ли подобные стройки контролироваться общественностью, проходить экологические экспертизы?

— Строительные проекты на Кавминводах обязательно проходят весь спектр экспертиз, как того требует российское законодательство.

А общественные объединения и некоммерческие организации могут не просто контролировать, но и влиять на вопросы строительства, в том числе на территории курортов федерального значения. И своим правом они пользуются.

По велотерренкуру ведутся и общественное обсуждение, и необходимые государственные экспертизы. Общественность задает вопросы, и поэтому мы предложили провести за счет государства еще и независимое экологическое исследование. Примечательно, что создание велотерренкура практически не требует строительства новых трасс, в основном мы задействуем те дороги, которые уже существуют.

— Как идет реализация нацпроектов в регионе? Каких результатов удалось достичь?

— Сейчас в крае в рамках нацпроектов действуют 48 региональных проектов, которыми предусмотрено достижение более 200 показателей. Но главный индикатор — повышение качества жизни людей. В этом направлении мы и движемся.

Например, в 2019 году в шести населенных пунктах края с населением от ста до двух тысяч человек созданы новые фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). За два года медицинские организации появились в 18 точках, где их раньше никогда не было. Всего в течение трех лет планируем создать на Ставрополье не менее 40 ФАПов.

В рамках нацпроекта "Развитие здравоохранения" инициировано строительство крупных специализированных медицинских центров — новых корпусов кардио- и онкодиспансеров, хирургического корпуса краевой больницы. Начались работы по строительству новой детской краевой больницы.

В нынешнем году Ставропольский край вошел в число регионов, лидирующих по достижению ключевых показателей нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", важнейшим из которых является снижение травматизма и смертности на дорогах. Благодаря созданию новой дорожной инфраструктуры нам удалось на отдельных участках трасс снизить травматизм в 6 раз, а смертность — в 12 раз.

И один из самых видимых в прямом смысле этого слова результатов демонстрирует нацпроект "Жилье и городская среда". Достаточно отметить, что в нынешнем году в рейтинговом голосовании, которым определялись первоочередные объекты для благоустройства, приняли участие 456 тыс. жителей края. Это 21% от численности населения муниципалитетов — участников проекта.

Отмечу, что за два минувших года три наших проекта в городах Георгиевск, Железноводск и Буденновск стали победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Еще один проект по созданию парковой территории отдыха в Новопавловске, который также недавно стал призером Всероссийского конкурса, мы начнем реализовывать в 2021 году.

Пандемия не внесла серьезных корректив в динамику выполнения нацпроектов. Мы нигде не остановились и не свернули работы. Их результат важен для людей. И мы точно знаем: вирус однажды уйдет, а развитие края должно продолжаться в любых условиях. Исходя из этого и действуем.

Редакция региональных новостей