Не впадайте в регуляторный раж. Мишустин посоветовал чиновникам не слишком увлекаться мерами по сдерживанию продуктовых цен

Один из обратившихся в редакцию — белгородский фермер Виталий Калмыков. У него в пользовании 200 гектаров и он в том числе выращивает подсолнечник. В письме есть цифры. Еще две недели назад тонна подсолнечника стоила 37 тысяч рублей, и по такой цене аграрий надеялся продать то, что он вырастил. Но с понедельника, после того как власти объявили о мерах, стоимость подсолнечника в регионе снизилась до 27 тысяч. Цены же диктуют перекупщики, которые все равно возьмут свое, говорит Виталий Калмыков.

Не впадайте в регуляторный раж. Мишустин посоветовал чиновникам не слишком увлекаться мерами по сдерживанию продуктовых цен
© BFM.RU

Виталий Калмыков белгородский фермер «Перекупщики берут примерно 2-3 тысячи на то, что у нас берут, и перепродают на перерабатывающие предприятия. Они в любом случае свою цену возьмут. Так же перерабатывающие предприятия, им сказали, что должна быть цена такая-то на масло, вот они эту цену снижают, а свою маржу — к примеру 10 тысяч на тонне они затеряют — они просто перекладывают на нас. Пострадал только сельхозпроизводитель, я так считаю».

Заодно мы позвонили фермеру Анатолию — уже из другого региона, из Краснодарского края, где был как раз неурожай подсолнечника. Предприниматель и вовсе утверждает, что небольшие производители в этом году продавали семечку трейдерам и переработчикам по той же цене, что и в 2019-м.

— Цену ту устанавливают переработчики, не мы. Переработчики бы не поднимали цену — и куда бы мы делись? Так бы и сдавали, потому что жить надо.

— В этом году сдавали по той же цене, что и в прошлом?

— Да. А потом, когда уже сдали, она начала подниматься. А в уборку цена была прошлогодняя. Просто подсолнечника мало, а урожая нигде нет, и они боялись друг перед другом и поэтому бежали впереди паровоза. И все.

Но на днях мы разговаривали с исполнительным директором Масложирового союза России Михаилом Мальцевым. И он говорил о других реалиях. По его словам, сельхозпроизводители получают маржу до 300% от продажи семечки. Мы пересказали Михаилу Мальцеву то, о чем нам сообщил белгородский фермер. И вот, что на это ответил собеседник:

Михаил Мальцев исполнительный директор Масложирового союза России «Себестоимость производства подсолнечника — 11 тысяч рублей. Все остальное — это не бизнес, а закапывание денег в песок. У нас нет проблем с продажей масличных культур напрямую переработчикам, у нас нет таких перекупщиков, которые что-то продают. Все торгуют давно напрямую: или переработчикам, или экспортерам. И не было такой цены — 37 рублей. Она доходила до 40 рублей без НДС, это 44 рубля с НДС. Вот примерный уровень цен в Белгородской области. Да, цены упали сегодня, примерно на 25% они должны упасть. Умерятся аппетиты сельхозпроизводителей, это действительно так. Спасибо Минсельхозу и правительству за то, что они приняли это решение и выровняли ситуацию».

Не будем судить, кто в этом заочном споре прав. Когда речь идет о дележе маржи, правда у каждого своя — что у производителя, что у трейдера, что у переработчика, что у конечного продавца.

Последние, кстати, одними из первых отреагировали на борьбу, которые власти начали с продуктовыми ценами. Например, X5 Retail Group сообщил, что его сети установили нулевую наценку на несколько социально значимых товаров, таких как хлеб и тушенка. А в «Магните» заявили, что всегда держали минимальную наценку на социально значимые товары. И, тем не менее, как и попросило правительство, крупнейшие сети подписали соглашение с производителями продовольствия о предельных ценах на сахар и подсолнечное масло.

Параллельно премьер Михаил Мишустин заявил, что принимаемые сейчас меры краткосрочные, и попросил чиновников не увлекаться и не впадать «в регуляторный раж». Иначе будут страдать не только покупатели, но и все участники цепочки, по который товар идет с полей на прилавки. В том числе все те же фермеры, переработчики и магазины.