Назван самый востребованный транспорт для лизинга в 2020 году

МОСКВА, 21 дек — ПРАЙМ. Российские лизинговые компании сообщили РИА Новости, что самой популярной транспортной техникой в 2020 году среди клиентов по-прежнему являются легковые авто. Отраслевики ждут восстановления части лизингового рынка после COVID уже в следующем году.

Назван самый востребованный транспорт для лизинга в 2020 году
© Прайм

Лизинговая отрасль на фоне экономического кризиса, возникшего из-за COVID, в первом полугодии 2020 года впервые с 2015 года показала отрицательную динамику: в январе-июне рынок сократился по отношению к аналогичному периоду 2019 года на 22% и составил 570 миллиардов рублей, сообщало рейтинговое агентство "Эксперт РА". В августе отраслевики прогнозировали плавное восстановление рынка с июля.

Уже в ноябре агентство констатировало взрывной рост рынка на 70% против 41% в 2019 году. Объем нового бизнеса за девять месяцев 2020 года составил 980 миллиардов рублей, что на 5% ниже аналогичного периода прошлого года. Отраслевые компании называют ключевым драйвером такого роста лизинг автомобильной техники.

АВТО ЕДЕТ НАЛЕГКЕ

Как рассказал гендиректор группы "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин, из всей переданной в январе-ноябре техники (7,3 тысячи) порядка 46% продаж пришлись на долю легковых авто, 31% — легких коммерческих и 23% — грузовых автомобилей и прицепов к ним. Входящая в состав группы компания Carcade за тот же период передала 9,3 тысячи транспортных средств, из которых 78% продаж пришлось на легковые авто, 11% — легкий коммерческий транспорт 8% — грузовики и 3% — спецтехнику. "В целом у большинства лизинговых компаний… традиционно высокий спрос на легковушки, как на более утилитарный тип транспорта", — объяснил Калинкин.

По словам гендиректора "ВТБ Лизинга" Дмитрия Ивантера, наибольшее число сделок компания совершила в сегменте автотранспорта и спецтехники, около 60% этого портфеля традиционно занимают "легковушки". Как сообщил Ивантер, на фоне общей экономической ситуации избежать небольшого снижения продаж не удалось, но во втором полугодии снятие ограничений и начало восстановления экономики позволили нивелировать потери до минус 7-9% в объёмных показателях. Топ-менеджер ожидает, что в следующем году бизнес адаптируется к ситуации и возобновит обновление автопарков.

Генеральный директор АО "Сбербанк Лизинг" Вячеслав Спиров утверждает, что в текущем году в сфере транспорта наибольшую динамику роста продемонстрировал сегмент грузового транспорта. "Это, в первую очередь, стало возможным за счет государственных программ субсидирования. В 2021 самым стабильным сегментом также останется автолизинг. В целом рынок транспорта не достигнет докризисного уровня, наибольшее снижение при этом сохранится в сегменте авиа", — считает топ-менеджер.

САМОЛЁТЫ И ВАГОНЫ ПЕРЕЖИЛИ ВСТРЯСКУ

Как рассказали в "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК), на фоне COVID и падения объёмов грузовых и пассажирских перевозок сократилось количество лизинговых сделок в сегментах авиатранспорта и железнодорожной техники. Несмотря на экономический кризис ГТЛК обновляла парки региональных авиакомпаний, поставляла в лизинг водные суда и железнодорожную технику. Там отмечают, что эти транспортные сегменты вернут свои докризисные позиции после восстановления экономики.

Как сообщил глава "ВТБ Лизинга", на втором месте по количеству переданных компанией предметов лизинга и на первом по стоимости находятся железнодорожные вагоны, так же, как и год назад: с начала 2020 года компания поставила более 15 тысяч вагонов на сумму свыше 30 миллиардов рублей. Среди типов подвижного состава выделяют полувагоны, вагоны-цистерны, 80-ти футовые платформы и зерновозы. "Ситуация у операторов действительно напряженная, но все же постепенно будет достигаться баланс между привлечением денежных средств и снижением долговой нагрузки за счет увеличения доли операционной аренды. Мы ожидаем стабилизации рынка к 2023-2024 годам, когда откроется Восточный полигон и в целом закончится кризисный цикл железнодорожного рынка перевозок", — рассказал Ивантер.

"ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ" ДЛЯ МОРЯ И ГОРОДА

По словам первого заместителя председателя ВЭБа Николая Цехомского, в текущем году ключевыми драйверами роста финансирования поставок транспорта корпорации стали проекты строительства судов на верфи "Звезда", а также модернизации пригородного и городского пассажирского транспорта. "В абсолютном значении (по количеству техники) рост в 2020 году по этим сегментам составил более чем 3,5 раза", — рассказал Цехомский.

По мнению главы "ВТБ Лизинга", бизнес стал чаще использовать лизинг как инструмент финансирования, поэтому в 2020 году компания заключила крупные сделки в сегменте морских судов, хотя годом ранее их не было. "В 2021-2023 годах государство потратит 10,4 миллиарда рублей на субсидирование кредитов и лизинга для новых судов, ожидается обновление российского флота и реализация проектов по строительству морских и речных судов, поэтому отрасль продолжит развиваться. Кроме того, Минпромторг планирует продлить до 2023 года субсидии, которые частично компенсируют заказчикам строительство новых судов в РФ расходы на выплату процентов по кредиту или лизингу", — рассказал Ивантер.

В ГТЛК рассказали, что компания заключила договоры лизинга и поставила в 14 городов более 650 автобусов, троллейбусов и трамваев. "Деятельность ГТЛК также привела к оживлению отечественного рынка лизинга в 3 квартале 2020 года (25% общего прироста рынка за этот период было обеспечено ГТЛК)", — рассказали в компании.

По оценке Цехомского, в 2021 году рост в сегменте пассажирского транспорта продолжится за счет реализации в регионах реформирования общественного транспорта. ГТЛК также рассчитывает на восстановление этого сегмента в следующем году.

"Сегменты лизинга строительной, дорожно-строительной техники и автотранспорта будут развиваться в ближайшие 3-5 лет. Реализация нацпроектов и масштабные планы по модернизации транспортной инфраструктуры окажут серьезную поддержку спросу на строительную технику. Планирующиеся меры государственной поддержки, а также необходимость обновления изношенных парков создают хорошие предпосылки для роста сегментов городского общественного транспорта и грузовой техники", — заявили в ГТЛК.