Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Глава бюджетного комитета Заксобрания Приангарья: в 2021 году нашли деньги и на развитие

Бюджет Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов был принят с максимально допустимым дефицитом — 10% от собственных доходов — и большим госдолгом. Но были сохранены все социальные расходы, а финансирование строительства и ремонта соцобъектов даже увеличено во втором чтении. Доходы на 2021 год утвердили в сумме 190,6 млрд рублей, расходы — 204,6 млрд. О сложностях формирования бюджета в условиях пандемии и падения цен на нефть в интервью ТАСС рассказала председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Заксобрания Иркутской области .
Глава бюджетного комитета Заксобрания Приангарья: в 2021 году нашли деньги и на развитие
Фото: ТАССТАСС
— Наталья Игоревна, как отметила министр финансов Иркутской области , бюджет региона на 2021 год стал самым сложным из тех, которые принимались за все время ее работы на этом посту. Пришлось ли урезать расходы?
— Принимать бюджет действительно было очень сложно. Только на сессии Законодательного собрания мы работали пять часов по вопросу принятия бюджета в окончательном чтении. А до этого еще были заседание бюджетного комитета, которое длилось в субботу также несколько часов с перерывами и обсуждениями, и масса рабочих совещаний.
— Приходилось ли прибегать к перераспределению денег, например, с таких статей, как строительство социальных объектов, в пользу текущих обязательств в соцсфере — выплаты пособий, оказания различных мер поддержки и так далее.
— Нет. Как социальные расходы неприкосновенны, так и расходы на строительство и капитальные ремонты не были уменьшены. Когда в Законодательное собрание вносился бюджет на 2021 год, мы еще не видели весь объем федеральной помощи, потому что губернатор и правительство региона продолжали работу с федеральными властями. И в рамках второго чтения закона бюджет пополнился федеральными средствами, также депутаты изыскали внутренние ресурсы и увеличили финансирование капитальных ремонтов социальных объектов — спорта, образования, строительства дополнительного перечня социальных объектов. Увеличена поддержка сельского хозяйства, появилась новая субсидия на развитие спортивной инфраструктуры в небольших населенных пунктах — речь идет о многофункциональных спортивных площадках, кортах. Добавлено финансирование еще на ряд мероприятий.
Существенно помогли федеральные власти. Практически 2 млрд рублей в бюджете РФ предусмотрели для Иркутской области на масштабную программу модернизации первичного звена здравоохранения, которая начнется с 2021 года. В итоге на модернизацию объектов здравоохранения мы заложили даже больше денег, чем при принятии бюджета на 2020 год. В следующем году будет завершено строительство ряда текущих объектов, начаты новые стройки, продолжатся капитальные ремонты объектов здравоохранения.
Кроме того, в связи с тем, что в федеральном бюджете предусмотрели дополнительные деньги по программе развития спорта, высвободился областной финансовый ресурс. Мы направили его на развитие спортивной инфраструктуры, на ряд крупных объектов, которые требовали ремонта, в таких городах, как Братск, Ангарск, Усть-Илимск, Черемхово.
— В регионе пользуется большим спросом программа народных инициатив, когда жители определяют проекты, на которые потом направляются бюджетные деньги. Продолжится ли она?
— Народные инициативы сохранены. На эту программу в бюджете 2021 года предусмотрено более 500 млн рублей. Сейчас идет активное обсуждение, на какие проекты деньги могут быть направлены. И мы еще обсудим возможность увеличения финансирования при хорошем стечении обстоятельств, то есть если бюджет будет пополняться собственными доходами.
— При обсуждении проекта бюджета депутаты обращали внимание на недофинансирование сельского хозяйства. Как будут поддерживать эту отрасль в следующем году?
— Депутаты абсолютно справедливо задавали такие вопросы, и в ходе второго чтения все их предложения внимательно рассмотрены. Когда стали понятны объемы федеральной поддержки, мы увидели, что на отдельные направления сельского хозяйства по сравнению с 2020 годом увеличено финансирование. Например, на поддержку производства масличных культур, на мелиорацию. Понимая, что федеральные власти идут нам навстречу, мы еще и поправками к проекту областного бюджета увеличили финансирование других направлений. Прежде всего, обеспечили компенсацию лизинговых платежей, потому что аграрии, которые приобрели новую технику и модернизировали производства, поверили власти, и власть выполнит эти обязательства.
Увеличили финансирование и других направлений, в частности, на поддержку производства мяса, на переработку молока.
— Несмотря на все сложности, доходная часть бюджета на 2021 год получилась больше по сравнению с бюджетом 2020 года в момент его принятия. Как этого удалось добиться?
— Прежде всего, это качественная работа с федеральным бюджетом, которую провели губернатор и , депутаты Законодательного собрания совместно с депутатами . Регион получил существенную федеральную помощь, и при работе с бюджетом во втором чтении мы увеличили доходы и расходы на 23,9 млрд рублей.
Но необходимо работать — и мы продолжим это делать — над увеличением собственных доходов бюджета. Особенно это важно в условиях распространения коронавирусной инфекции и общей экономической ситуации, связанной в том числе с падением цен на нефть. Все это сильно повлияло на региональный бюджет.
Необходимо постоянно отслеживать, как себя чувствует малый и средний бизнес, налоговые платежи которого составляют значимую долю доходов бюджета регионального и местных бюджетов. Сегодня в Иркутской области есть все законодательные механизмы, чтобы оперативно реагировать на ситуацию и оказывать предпринимателям помощь, если она будет требоваться.
— Такую помощь бизнес уже получает?
— Да. По всем налогам, которые устанавливаются областью, приняты решения о снижении налоговой ставки на 2020 год. Это в первую очередь налог на имущество, транспортный налог и налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. Хочу выразить благодарность предпринимателям региона за то, что они очень ответственно подошли к подготовке и оценке предложений по этим законодательным инициативам, предлагали механизмы поддержки в рамках налоговых послаблений, которые позволили бы сохранить баланс бюджета.
— С 1 июля 2020 года в Иркутской области появился специальный налоговый режим для самозанятых. Как на него отреагировали жители региона?
— Изначально к этому законопроекту население относилось критично. Но когда изучили, внимательно посмотрели, то поняли, что речь ведь идет не просто о том, что кто-то сможет официально заниматься предпринимательской деятельностью. Это и возможность для индивидуальных предпринимателей освободить себя от определенного бремени и проблем. Ведь, чтобы работать законно, ранее они вынуждены были регистрировать ИП, вести отчетность, которая сложнее, нежели у самозанятых. И уже есть примеры, когда кто-то либо собирался регистрировать ИП, но для него это было сложно, либо уже работал в качестве ИП и перешел на налоговый режим для самозанятых.
Более того, до появления специального налогового режима в Иркутской области многие предприниматели в качестве самозанятых регистрировались в других регионах, где этот налоговый режим уже работал. И сегодня они возвращаются в Иркутскую область.
— Какие задачи бюджетный комитет ставит на 2021 год?
— Самое главное сейчас завершить 2020 год. Мы идем ровно и надеемся, что все решения приняли верно и правильно. Основная наша задача — эффективное использование бюджетных средств. От этого будет зависеть очень многое. Ну и системная работа над собственными доходами бюджета.
Беседовала Светлана Латынина