Глава бюджетного комитета Заксобрания Приангарья: в 2021 году нашли деньги и на развитие

Бюджет Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов был принят с максимально допустимым дефицитом — 10% от собственных доходов — и большим госдолгом. Но были сохранены все социальные расходы, а финансирование строительства и ремонта соцобъектов даже увеличено во втором чтении. Доходы на 2021 год утвердили в сумме 190,6 млрд рублей, расходы — 204,6 млрд. О сложностях формирования бюджета в условиях пандемии и падения цен на нефть в интервью ТАСС рассказала председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Заксобрания Иркутской области Наталья Дикусарова.

Глава бюджетного комитета Заксобрания Приангарья: в 2021 году нашли деньги и на развитие
© ТАСС

— Наталья Игоревна, как отметила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, бюджет региона на 2021 год стал самым сложным из тех, которые принимались за все время ее работы на этом посту. Пришлось ли урезать расходы?

— Принимать бюджет действительно было очень сложно. Только на сессии Законодательного собрания мы работали пять часов по вопросу принятия бюджета в окончательном чтении. А до этого еще были заседание бюджетного комитета, которое длилось в субботу также несколько часов с перерывами и обсуждениями, и масса рабочих совещаний.

— Приходилось ли прибегать к перераспределению денег, например, с таких статей, как строительство социальных объектов, в пользу текущих обязательств в соцсфере — выплаты пособий, оказания различных мер поддержки и так далее.

— Нет. Как социальные расходы неприкосновенны, так и расходы на строительство и капитальные ремонты не были уменьшены. Когда в Законодательное собрание вносился бюджет на 2021 год, мы еще не видели весь объем федеральной помощи, потому что губернатор и правительство региона продолжали работу с федеральными властями. И в рамках второго чтения закона бюджет пополнился федеральными средствами, также депутаты изыскали внутренние ресурсы и увеличили финансирование капитальных ремонтов социальных объектов — спорта, образования, строительства дополнительного перечня социальных объектов. Увеличена поддержка сельского хозяйства, появилась новая субсидия на развитие спортивной инфраструктуры в небольших населенных пунктах — речь идет о многофункциональных спортивных площадках, кортах. Добавлено финансирование еще на ряд мероприятий.

Существенно помогли федеральные власти. Практически 2 млрд рублей в бюджете РФ предусмотрели для Иркутской области на масштабную программу модернизации первичного звена здравоохранения, которая начнется с 2021 года. В итоге на модернизацию объектов здравоохранения мы заложили даже больше денег, чем при принятии бюджета на 2020 год. В следующем году будет завершено строительство ряда текущих объектов, начаты новые стройки, продолжатся капитальные ремонты объектов здравоохранения.

Кроме того, в связи с тем, что в федеральном бюджете предусмотрели дополнительные деньги по программе развития спорта, высвободился областной финансовый ресурс. Мы направили его на развитие спортивной инфраструктуры, на ряд крупных объектов, которые требовали ремонта, в таких городах, как Братск, Ангарск, Усть-Илимск, Черемхово.

— В регионе пользуется большим спросом программа народных инициатив, когда жители определяют проекты, на которые потом направляются бюджетные деньги. Продолжится ли она?

— Народные инициативы сохранены. На эту программу в бюджете 2021 года предусмотрено более 500 млн рублей. Сейчас идет активное обсуждение, на какие проекты деньги могут быть направлены. И мы еще обсудим возможность увеличения финансирования при хорошем стечении обстоятельств, то есть если бюджет будет пополняться собственными доходами.

— При обсуждении проекта бюджета депутаты обращали внимание на недофинансирование сельского хозяйства. Как будут поддерживать эту отрасль в следующем году?

— Депутаты абсолютно справедливо задавали такие вопросы, и в ходе второго чтения все их предложения внимательно рассмотрены. Когда стали понятны объемы федеральной поддержки, мы увидели, что на отдельные направления сельского хозяйства по сравнению с 2020 годом увеличено финансирование. Например, на поддержку производства масличных культур, на мелиорацию. Понимая, что федеральные власти идут нам навстречу, мы еще и поправками к проекту областного бюджета увеличили финансирование других направлений. Прежде всего, обеспечили компенсацию лизинговых платежей, потому что аграрии, которые приобрели новую технику и модернизировали производства, поверили власти, и власть выполнит эти обязательства.

Увеличили финансирование и других направлений, в частности, на поддержку производства мяса, на переработку молока.

— Несмотря на все сложности, доходная часть бюджета на 2021 год получилась больше по сравнению с бюджетом 2020 года в момент его принятия. Как этого удалось добиться?

— Прежде всего, это качественная работа с федеральным бюджетом, которую провели губернатор и правительство РФ, депутаты Законодательного собрания совместно с депутатами Государственной думы. Регион получил существенную федеральную помощь, и при работе с бюджетом во втором чтении мы увеличили доходы и расходы на 23,9 млрд рублей.

Но необходимо работать — и мы продолжим это делать — над увеличением собственных доходов бюджета. Особенно это важно в условиях распространения коронавирусной инфекции и общей экономической ситуации, связанной в том числе с падением цен на нефть. Все это сильно повлияло на региональный бюджет.

Необходимо постоянно отслеживать, как себя чувствует малый и средний бизнес, налоговые платежи которого составляют значимую долю доходов бюджета регионального и местных бюджетов. Сегодня в Иркутской области есть все законодательные механизмы, чтобы оперативно реагировать на ситуацию и оказывать предпринимателям помощь, если она будет требоваться.

— Такую помощь бизнес уже получает?

— Да. По всем налогам, которые устанавливаются областью, приняты решения о снижении налоговой ставки на 2020 год. Это в первую очередь налог на имущество, транспортный налог и налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. Хочу выразить благодарность предпринимателям региона за то, что они очень ответственно подошли к подготовке и оценке предложений по этим законодательным инициативам, предлагали механизмы поддержки в рамках налоговых послаблений, которые позволили бы сохранить баланс бюджета.

— С 1 июля 2020 года в Иркутской области появился специальный налоговый режим для самозанятых. Как на него отреагировали жители региона?

— Изначально к этому законопроекту население относилось критично. Но когда изучили, внимательно посмотрели, то поняли, что речь ведь идет не просто о том, что кто-то сможет официально заниматься предпринимательской деятельностью. Это и возможность для индивидуальных предпринимателей освободить себя от определенного бремени и проблем. Ведь, чтобы работать законно, ранее они вынуждены были регистрировать ИП, вести отчетность, которая сложнее, нежели у самозанятых. И уже есть примеры, когда кто-то либо собирался регистрировать ИП, но для него это было сложно, либо уже работал в качестве ИП и перешел на налоговый режим для самозанятых.

Более того, до появления специального налогового режима в Иркутской области многие предприниматели в качестве самозанятых регистрировались в других регионах, где этот налоговый режим уже работал. И сегодня они возвращаются в Иркутскую область.

— Какие задачи бюджетный комитет ставит на 2021 год?

— Самое главное сейчас завершить 2020 год. Мы идем ровно и надеемся, что все решения приняли верно и правильно. Основная наша задача — эффективное использование бюджетных средств. От этого будет зависеть очень многое. Ну и системная работа над собственными доходами бюджета.

Беседовала Светлана Латынина