Проблемы на селе? Да мы их грантами закидаем!

Есть хорошие новости для фермеров из Дома правительства. Начинающим сельхозпроизводителям будет проще получить правительственные гранты «Агростартап». Необходимые для этого изменения внесены в государственную программу развития сельского хозяйства.

Проблемы на селе? Да мы их грантами закидаем!
© Свободная пресса

В частности, смягчаются требования по созданию рабочих мест. Теперь до 2 миллионов рублей сможет получить глава хозяйства, даже если он работает один, и свыше 2 миллионов рублей – если привлечет еще одного, нового работника.

Теперь о реалиях. Не может быть так, чтобы на каждого фермера – по гранту. Грант – безвозмездная субсидия на переделенные цели с последующим отчетом об использовании. А это предполагает определенные требования и ограничения, которые не всегда, скажем так, соотносятся с окружающей фермера действительностью. И потому теперь как великое достижение преподносится, например, еще одно изменение, касающееся сельскохозяйственных кооперативов: наконец-то они смогут направлять средства гранта на покупку оборудования и техники. Вот, как выяснилось, им сохи уже мало – тракторами пахать желают.

В любом случае, на всех желающих грантов не хватит. Для большинства – старый проверенный временем, практикой большинства стран мира механизм поддержки аграриев – льготное кредитование, а также налоговые послабления и прочие преференции.

В целом, объемы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в России росли из года в год неплохими темпами. Так, если в 2018 году на реализацию профильной государственной программы было выделено около 250 млрд. рублей, то в 2019 году размер поддержки аграриев достиг уже 318 млрд. рублей.

А по итогам 2020 года господдержка агропромышленного комплекса составит 308,5 млрд. рублей. Об этом в декабре заявил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.

«В целом на развитие АПК и сельских территорий в текущем году предусмотрено 308,5 млрд. рублей. Средства, которые предусмотрены, на сегодняшний день доведены аграриям на 90%», - сказал глава Минсельхоза.

Таким образом, кривая поддержки аграрного сектора страны пошла вниз, упав в своих значениях сразу на 10 млрд. рублей. Вероятно, это связано с влиянием кризиса на бюджетные возможности. К тому же, некоторую оптимизацию бюджетных расходов на аграрный сектор предполагали принятые изменения в комплексе мер поддержки в этом сегменте.

Так, с 2020 года были объединены ключевые механизмы господдержки агропрома в компенсирующую и стимулирующую субсидии. «При таком подходе за основу берутся индивидуальные точки роста каждого субъекта, и это дает возможность увеличивать объемы производства по приоритетным сферам АПК конкретного региона», - пояснил Патрушев.

Проблема не в мудрености формулировки, которая далеко не каждому фермеру будет понятна. А в том, что по такой формуле далеко не каждый фермер, особенно начинающий, сможет рассчитывать на получение государственной поддержки.

Это вообще не про фермеров в общепринятом понимании, а про их, по сути, главных конкурентов - крупные агропредприятия.

Вот, например, по недавнему заявлению правительства, на развитие агропромышленного комплекса в регионах будет направлено 6,74 млрд. рублей. Звучит вдохновляюще, если, как говорится, «верить телевизору». Тем более что указывается весьма широкий спектр применения этих субсидий: средства можно направить на различные мероприятия, в том числе на создание и модернизацию молочных комплексов, селекционно-семеноводческих центров, хранилищ, овцеводческих ферм и даже пенькоперерабатывающих предприятий.

Но эти деньги уже, по сути, поделили: в распоряжении, подписанном Михаилом Мишустиным, отмечается, что эти средства будут распределены между 34 регионами, которые поучаствовали в отборе инвестиционных проектов. То есть круг получателей довольно узкий: всего предполагается поддержать 102 инвестиционных проекта. По каждому из них из федерального бюджета компенсируют от 10% до 25% фактической стоимости.

В принципе, такой подход можно посчитать откликом на давний призыв экспертов начать «капельный полив отрасли», и при этом использовать прозрачный для всех механизм распределения. В какой-то мере это поможет избежать профанации, но, к сожалению, не исключит коррупции, считает президент Группы компаний «Салюс» Егор Иванков:

«Выделенные денежные средства в масштабах обозначенных регионов и количестве конечных получателей кажутся незначительными. Но все же, для понимания необходимых объемов финансирования, требуется внимательное изучение каждого получателя и понимание целевого использования.

Я предполагаю, что это часть процесса, связанного с системной поддержкой сельхозпроизводителей, и помимо выделенных средств существуют действующие программы поддержки, подразумевающие различные варианты, в том числе компенсации затрат на покупку техники и оборудования, произведенных в РФ.

Результаты данных мер поддержки мы увидим, как минимум через год, тем более необходимо провести качественный аудит сельхозпроизводителей, в связи с тем, что для многих получение поддержки является просто схемой по выводу денег, а не работа в реальном секторе».

Но «капельный полив отрасли» не должен быть настроен таким образом, чтобы господдержка опять доставалась, в основном, крупным агрокорпорациям, считает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев:

- Для того, чтобы отечественные сельхозпроизводители прочно встали на ноги, нужно еще очень многое менять. Вот, например, программа льготного кредитования мелких сельхозпроизводителей, фермеров – провалилась, потому что условия кредитования были такие, что именно малые хозяйства не смогли получить кредиты. Все льготные кредиты были разобраны крупными агрохолдингами.

«СП»: - Они оттеснили мелкие хозяйства?

- В этом не было необходимости, проблема была заложена в саму программу льготного кредитования. В ней было много ограничений, которые сделали льготные кредиты недоступными для малых предприятий. Например, такой кредит можно было взять только для определенной цели - на покупку техники или, скажем, семенного фонда, и т.д. А для малых производителей, как правило, кредит нужен сразу на все – ему и трактор надо купить или отремонтировать, и удобрения нужны, и посевные материалы нужны, а на этих условиях льготный кредит не выдавался.

А большой агрохолдинг, у которого денег много, тот запросто мог позволить себе взять льготный кредит только на какой-то определенный вид использования, например, на покупку техники, а на остальные нужды, например, на закупку семенного материала или чего-то другого, направить уже свои собственные средства. Поэтому, хотя подобных мер поддержки было много, они не дошли до тех, кто в них наиболее остро нуждается. Просто эти меры поддержки были недостаточно проработаны.

Думаю, что это не какой-то злой умысел, а просто бюрократические минусы. В результате программа забуксовала. Ведь надо понимать, что у малого фермера другие нужды, ему нужны деньги в целом, а он уже сам разберется, как ими распорядиться, что в первую очередь его хозяйству необходимо – подвести освещение или трактор починить, или купить новый. Льготное кредитование на это не было рассчитано, давали только на строго целевое использование. В результате малый бизнес из аграрного сектора практически эти льготные кредиты не брал.

«СП»: - Еще существует система грантов для поддержки сельхозпроизводителей…

- Она тоже рассчитана на узкий сегмент, ее тоже расхватывают большие агропредприятия, потому что у них эффективность высокая, они богатые. Поэтому малым сельхозпроизводителям по-прежнему выживать тяжело. Нужно шлифовать законодательство так, чтобы помощь государства доходила до всех, а не только до крупных производителей.