Авиакомпаниям остается лишь мечтать о повышении цен на билеты

В 2021 году российские авиакомпании не ждут восстановления спроса на билеты. Кризис в авиаотрасли продолжится, а часть перевозчиков рискует обанкротиться. 2020 год запомнится как самый убыточный за всю новейшую историю гражданской авиации, такой прогноз дали "Известиям" участники рынка.

Авиакомпаниям остается лишь мечтать о повышении цен на билеты
© Уралинформбюро

Низкие цены на билеты по стране будут действовать большую часть текущего года, тогда как на немногочисленные международные направления тарифы останутся высокими, сообщает "Уралинформбюро".

По данным Росавиации, по итогам 11 месяцев 2020 года пассажиропоток отечественных компаний составил всего 64,1 миллиона человек, что на 46,2% ниже аналогичного показателя предыдущего года. Такое падение обусловлено весенним локдауном из-за пандемии COVID-19 и снижением реальных доходов населения. В условиях падения спроса перевозчики боролись за пассажиров, снижая маржинальность перевозок и удешевляя стоимость билетов. В частности, UTair заявила о снижении тарифов на внутренние перелеты на 10-20%, а "Уральские авиалинии" - на 14%.

Всероссийская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта оценила убытки игроков отрасли в январе - сентябре в 140 миллиардов рублей. По итогам года потери могут достигнуть 200 миллиардов рублей.

Рынок авиаперевозок начнет восстанавливаться не ранее весны 2022 года, отметила в интервью РБК председатель совета директоров S7 Татьяна Филева.

Несколько исправить положение дел может стабилизация ситуации с пандемией, в результате чего люди смогут путешествовать более активно. Пока же на рынке сохраняется неопределенность.

В случае банкротства сразу ряда крупных авиакомпаний предложение перестанет превышать спрос и билеты начнут дорожать. При этом расценки на международные перелеты сохранятся как минимум на уровне 2019 года или будут выше, если строгие ограничения останутся в силе, считают эксперты.

Чтобы сохранить авиаотрасль российские власти должны будут увеличить господдержку перевозчиков - самостоятельно покрыть убытки 2020 года последние не смогут.

В минувшем году авиакомпании получили более 20 миллиардов рублей в качестве антиковидной поддержки: средства были направлены на зарплаты персоналу, лизинговые платежи и оплату стоянки воздушных судов.

По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, в 2021 году в бюджете заложено около 18 миллиардов рублей на поддержку авиаторов, согласно общенациональному плану восстановления экономики. Средства пойдут на поддержание летной годности машин, лизинговые операции и региональные перевозки. Также дополнительные субсидии будут выделены на авиаперевозки из центральной части России на Дальний Восток.