Каждый десятый клиент российских финансовых организаций может быть признан банкротом

В общее число банкротов включены и одна тысяча 368 индивидуальных предпринимателей, не выстоявших под ударом коронакризиса.

Каждый десятый клиент российских финансовых организаций может быть признан банкротом
© Финансовая газета

«По росту несостоятельности граждан в абсолютном выражении традиционно лидируют Москва (7,4 тыс. человек) и Московская область (6,6 тысяч). Тройку замыкает Краснодарский край (5,5 тысяч). В то же время увеличение темпов банкротства вдвое наблюдается в Башкортостане, Татарстане, Новосибирской, Ростовской, Нижегородской и других областях», – говорится в исследовании, оказавшемся в распоряжении «Известий».

Как подсчитали в Национальном агентстве профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и бюро кредитных историй «Эквифакс», в минувшем году просроченные обязательства россиян по всем видам кредитов в сравнении с 2019-м увеличились на 20% и достигли 940 миллиардов рублей, что вплотную приближается к «антирекорду» 2016-го, когда показатель составлял 972 миллиарда.

Наибольшая просрочка сформирована по традиции в сегменте кредитов наличными – порядка 560 млрд рублей. Далее идет сегмент кредитных карт (153 миллиарда) и ипотека (101 миллиарда). Долги перед микрофинансовыми организациями (МФО) и по автокредитованию составили 64 млрд рублей и 58 млрд рублей соответственно.

«На сегодняшний день в России претендовать на статус банкротов могут порядка 5–5,7 миллиона граждан, или более десяти процентов от всех клиентов банков и МФО. Всего обязательства перед кредитными учреждениями есть у каждого третьего россиянина, или у 50 миллионов человек», – указывает президент НАПКА Эльман Мехтиев. При этом он полагает, что последствия пандемии коронавируса на статистике банкротств пока не отразились – в настоящее время статус банкрота получают заемщики со старыми долгами, которые признаны кредиторами безнадежными еще несколько лет назад.

Вместе с тем, по его прогнозу, тенденция роста признания россиян несостоятельными продолжится, и по итогам нынешнего года банкротами могут себя объявить уже около 190 тысяч сограждан, то есть еще на 60–70% больше.

Справка «Фингазеты»

В начале осени 2020 года был запущен новый механизм внесудебного банкротства. По данным «Федресурса», ссылающегося на цифры многофункциональных центров (МФЦ), за прошедшее время им уже воспользовались одна тысяча 849 россиян. При этом доля возбужденных процедур с сентября по декабрь выросла с 20,5% до 41,4%.

«Процедура банкротства стала популярной у нас в стране относительно недавно, и большей части населения еще только предстоит ознакомиться с ней в полной мере. Думаю, в будущем число людей, которые решат пройти через эту процедуру продолжит увеличиваться. К тому же сейчас физические лица могут обратиться в МФЦ и бесплатно разобраться с проблемной ситуацией», – пояснил «Финансовой газете» ведущий юрист объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин.

Он напомнил, что ранее гражданам приходилось тратить порядка 150 тысяч рублей на арбитражных управляющих и иные издержки, вследствие чего люди, попавшие в трудную ситуацию, не видели особого смысла списывать долги относительно небольшого размера.

По оценкам правительства к докризисным показателям российская экономика вернется только к 2022-2023 году. А потому общий спад деловой активности, вместе с затянувшимся падением доходов граждан и, как следствие, низкой покупательской активности, продолжит наносить урон, как обычным гражданам, так и индивидуальным предпринимателям, так и малому и среднему бизнесу.

По мнению генерального директора платформы Rocketwork Анастасии Усковой, эта тенденция продолжится и в нынешнем году.

«Денег у людей не станет больше, а значит и индивидуальные предприниматели и малый бизнес продолжат нести убытки. Осложняет позиции еще и остановка программ поддержки от правительства», – отмечает она.

Как подчеркивают опрошенные «Финансовой газетой» эксперты, пока речь идет главным образом о добровольных банкротствах. Вместе с тем, если учесть, что под мораторий, провозглашенный правительством, попало порядка 1,3 миллиона индивидуальных предпринимателей, то после его снятия цифры могут вырасти, считает Павел Уткин.

«Антиковидные меры все еще оказывают негативное влияние на наиболее пострадавшие отрасли. Большая часть предпринимателей пыталась сохранить свой бизнес до последнего в надежде на скорые изменения в лучшую сторону, которые так и не произошли», – указывает он.

Анастасия Ускова с коллегой согласна: «За отложенные налоги и страховые взносы 2020 года, придется заплатить в этом году. А откуда брать деньги, если обороты падают, не понятно. Так что, действительно, в этом году можно ожидать новую волну банкротств ИП и МСП, еще более массовую, чем в прошлом – до трети всех предприятий».

По мнению гендиректора Rocketwork, власти пытаются спасти ситуацию удешевлением кредитов для бизнеса. «Однако без снижения требований к залогам, эта мера может оказаться малоэффективной», – полагает она.