Рельсы ЗСМК и ЧМК отгружают по паспорту

В конце декабря 2020 года «Западно-Сибирский металлургический комбинат» впервые отгрузил РЖД рельсовые профили с «электронным паспортом». Это документ, который сопровождает каждый рельс на протяжении всего его жизненного цикла, начиная от момента его прокатки и завершая выводом из эксплуатации. Перевод документооборота в электронную форму начался еще в 2008 году, когда компания РЖД запустила первую автоматизированную систему, сменившую «журнальную» форму учета движения рельсов. Вместе с тем, до 2020 года процесс ввода данных все еще осуществлялся вручную. В 2019 году РЖД и два ведущих российских производителя рельсов, ЗСМК и «Челябинский металлургический комбинат», заключили соглашение о внедрении электронных паспортов на каждый рельс. За год РЖД закупает у дуэта компаний около 1 млн тонн рельсов: на ЕВРАЗ приходится около 770 тыс. тонн, а на долю ЧМК — 200-300 тыс. тонн.

По задумке инициаторов проекта, предприятия должны иметь возможность загружать информацию каждой единице продукции в систему «Рельсы». После этого путь каждого рельса или рельсовой плети прослеживается, начиная от сварки, укладки и до демонтажа. В систему попадают данные об образовании дефектов, процессах ремонта, включая наплавку или вырезку дефектного участка. Эта информация помогает РЖД контролировать движение рельсов, а производители получают возможность учитывать эксплуатационные параметры при разработке режимов прокатки.

Система электронных паспортов была опробована осенью прошлого года, когда РЖД создал первый сегмент документооборота с ЧМК. В декабре, после подключения ЗСМК к ЕК АСУИ РРД «Рельсы» началась ее коммерческая эксплуатация. Производители уже положительно охарактеризовали проект, который позволит им оперативно контролировать эксплуатационные параметры своей продукции.