Эксперт ретейла опроверг надвигающийся дефицит масла и сахара: «Регулируют по законам Советского Союза»
«Дефицита нет. Зайдите в любой магазин, посмотрите – везде есть масло, даже в небольших магазинах у дома. Сами мелкие и средние сети заявили, что все нормально, их просто неправильно поняли. Минпромторг писал, что никаких заявлений к ним не поступало, проблема появилась еще на прошлой неделе. Есть определенные сложности на рынке, вызванные государственным регулированием. Бизнес пытается понять, что ему делать. Если у него есть издержки, он спрашивает, кто ему будет их погашать. Вот, к примеру, не учтена стоимость логистики, и бизнесу говорят: «Мы готовы продать по цене, установленной государством. А логистика сюда не входит. Сами забирайте и везите». Дистрибьюторам нет смысла покупать больше. Это компания, которая занимается перепродажей товара, ей выгодно купить и продать как можно больше и быстрее. Лучше продать чуть дешевле, но в 100-1000 раз больше. Проблема возникла из-за того, что дистрибьюторское звено никак не отражено в договоренностях о замораживании цен: уровень зафиксирован на уровне производителя и розничной сети. Производитель масла находятся в Краснодаре, а организация – в Новосибирске. Торговая сеть не повезет товар, производитель тоже не будет перевозить небольшие объемы. Этим занимаются дистрибьюторы с оптовыми базами, с которых небольшие магазины и ларьки покупают товар. Дистрибьютор тоже делают свою наценку, и маржа конечного продавца снижается. Из-за этого ритейлеры, покупающие у дистрибьюторов задают вопрос: а нам как быть, чтобы не продавать себе в убыток? Регулируют рынок методами социализма Не нужно заниматься ерундой и пытаться регулировать рынок нерыночными методами. Если хочется регулировать – идите в начало цепочки, формируйте госзаказ, покупайте излишки, субсидируйте потери в цепочке. Таким образом будет осуществляться влияние на ценообразование. Самое пострадавшее звено – колхозник, который выращивает подсолнечник и сахарную свеклу. Зафиксировали цену у производителя, то есть переработчика. Ему сказали: «твое масло должно стоить 90 с небольшим рублей в опте». Производитель говорит, что для того, чтобы у него была такая цена, нужна определенная цена за один подсолнечник, из-за чего переработчику приходится нагибать колхозников и весь рынок. Мы рубим сук, на котором сидим. Мы создаем проблемы инвесторам, которые готовы вкладываться – тому же колхознику, который выбирает, куда вложиться. Колхозник решил вложиться в подсолнечник, а государство сказало, что зарабатывать в этот раз нельзя. Тогда возникает вопрос: мы строим социализм, коммунизм? Бизнес начинает задумываться, куда инвестировать деньги, и приходит к выводу, что туда, куда государство не лезет. Бизнесу не нужны сложности, он инвестирует деньги, чтобы получить прибыль, а не быть социально ответственным и не зарабатывать. Их социальная ответственность заключается в том, что они платят налоги, дают людям рабочие места, иную поддержку. Мы же говорим о том, что надо поддержать население. Давайте поддержим путем прямых социальных выплат той части населения, которая в этом нуждается. Это глупо, наверно, говорить о том, что масло должно стоить условно 100 рублей в рознице. А как же маркетинг? Мы опять возвращаемся к Советскому союзу, делаем 3 вида масла: по 50, 100 и 150 рублей, на которых просто написано «Подсолнечное масло», а не бренд. Государство думает, что все очень просто, «сейчас все быстренько отрегулируем». Ритейл – это тоже бизнес, которым нужно уметь заниматься, это не купи-продайство, которое осталось в головах у большинства крупных чиновников во власти. Они не понимают, как устроен бизнес, что бывает отрицательная наценка, что все зарабатывают на объеме». Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева