«В Омске покупательская способность на уровне захолустья» -  эксперты о том, нужны ли городу супермаркеты ...

В Омске практически полностью свернули сеть продуктовых супермаркетов «Самовар», ориентированную на состоятельных покупателей. Магазины работали в премиум-сегменте, здесь часто можно было встретить омских чиновников, депутатов и предпринимателей. В 2015 году компания с помпой заходила на рынок и был представлен 4 точками в разных частях города.

«В Омске покупательская способность на уровне захолустья» -  эксперты о том, нужны ли городу супермаркеты ...
© Новый Омск

В 2019 году владелец бренда Темури Латария закрыл два из четырех магазинов, а еще год спустя — в феврале 2020-го — продал оставшиеся точки ООО «Триумф Плаза» (магазины «Триумф»). На днях закрылся очередной «Самовар». На сегодня от сети остался всего один магазин — на улице Волховстроя.

Почему «ВкусВилл», рассчитанный на любителей натуральных продуктов и гурманов, работает в небольших Липецке, Брянске, Смоленске, а до Омска бренд не дошел? Почему в небогатом Курске давно функционирует сеть супермаркетов европейского бренда Billa, а о его появлении в Омске можно только мечтать? Почему в Калининграде лидеры рынка - комфортные, ориентированные на разноплановую аудитории «Спар» и «Виктория», а в Омске уже много лет господствуют «Магнит» и «Пятерочка» с довольно ограниченным выбором товаров?

«НО» задал все эти вопросы экспертам, чтобы узнать, насколько Омск готов к появлению европеизированных супермаркетов премиум-класса или близкого к нему формата - с большим ассортиментом качественных товаров, хорошо обученным персоналом, уютным, современным интерьером.

Аналитик, директор оценочной компании «Омэкс» Максим Репин уверен, что фундаментальная причина одна — обнищание население.

«Давайте сравним реальную покупательскую способность в Омске с другими городами. Мы находимся на уровне Кургана, городов 500-тысячников. Проще говоря, на уровне захолустья. В Омске есть, где удовлетворить потребности более взыскательному покупателю с высокими доходами. В любых магазинах есть полки с товарами подороже, и специальная «дорогая» сеть не востребована», - считает он.

Он обратил внимание на то, что «ВкусВилл» и другие сети с ценами выше среднего открываются в основном в городах вокруг Москвы, пусть и небольших.

«Жители этих городов или их родственники зачастую работают в столице и получают соответствующую зарплату. За счет подпитки у них уровень гораздо выше - у нас подпитывать некому и нечем. Даже у тех, чьи доходы выше, положение тоже не улучшается. В Омске стоимость товаров потребительской корзины выросла на 11% за 2020 год, при этом инфляция в стране установлена Минэкономразвития на уровне 3,9%. Разница - в 4 раза! Реально же люди ощущают, что все подорожало за год на 20-30%».

Максим Репин отмечает, что средний чек в магазинах сильно снижается, отсюда уменьшается рентабельность. «Одни сети могут это себе позволить, но магазины с дорогими товарами не выживают. Это рынок», - подытожил он.

Интересуетесь новостями и яркими персонами. Больше интересных материалов смотрите на сайте uznayvse.ru.

Рассуждая о причинах закрытия магазина сети «Самовар», омский ритейлер Виктор Шкуренко (сеть «Низкоцен», «Победа», «Евроспар») отметил, что уровень магазинов снизился после смены владельца.

«Известно, что Латария строил «Самовар» под себя, он сам туда ходил. Это был премиальный магазин, что выражалось не только в ценах, которые были раза в два выше обычных, но и в качественно другом уровне работы персонала. Но эта модель вряд ли приносила ему много прибыли, а скорее всего убытки, поэтому он решил закрыть. «Триумф», который купил «Самовары», все-таки работает больше в сегменте для массового покупателя. Они решили его сделать доступным для омичей, но не получилось», - объясняет он.

При этом Виктор Шкуренко убежден, что премиальный магазин в Омске будет востребован.

«Эта ниша пока свободна, просто нет предпринимателя, который на это решится. На город-миллионник можно создать один магазин типа «Азбуки вкуса» или «Бахетле». Но в этот проект нужно вложить миллионов 50».

По его мнению, в Омске эту функцию мог бы выполнять супермаркет «Сытная площадь» в ТЦ «Омский», если его привести в порядок, отремонтировать и оснастить новым оборудованием.

«Почему мы не делаем? Для нас, например, это неинтересно - это слишком маленький бизнес. Один магазин открывать бессмысленно — мы если запускаем, то сетевые магазины. Мы решили развивать «Евроспар», потому что видим здесь больше перспектив. Это не премиум-сегмент, это супермаркет с доступными ценами, но при этом с качественными продуктами», - отметил предприниматель.

Учредитель ООО «Сибирский провиант» Юрий Чащин (сеть «Провиант», магазины «Раз Два Street», «Два поэта») считает, что отсутствие в Омске премиальных магазинов - это не системная, отраслевая проблема, а нежелание инвесторов вкладываться в региональное развитие.

«Все зависит от владельцев, инвесторов. Это больше субъективный фактор, чем объективный. В Новосибирске активно развиваются супермаркеты готовой еды «Бахетле» и «Добрянка». В Омске, возможно, меньше доля платежеспособных покупателей, но спрос на рынке есть, поэтому рано или поздно эта ниша будет заполнена.

Если говорить о формате супермаркетов готовой еды, то этот сегмент сейчас мы с успехом начали занимать, развивая гастробуфет «Два поэта». Один работает на пересечении улиц Маяковского и Пушкина. Весной начинаем делать второй на Левом берегу», - рассказал он.