«Изымем, и все». Схема Минфина работает

Нефтяные компании потерпели очередную неудачу в борьбе за изменение параметров демпферного механизма. По итогам совещания у вице-премьера Александра Новака снова победила позиция Минфина, последовательно выступающего за сохранение действующих правил.

«Изымем, и все». Схема Минфина работает
© Konkurent.ru

«Демпферный механизм… отвечает задачам, для которых он создавался, и в 2020 году он оказал существенную поддержку бюджету», – заявил по итогам совещания замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.

Демпферный механизм – часть соглашения между правительством и нефтяниками, подписанного в 2018 г. на фоне быстрого роста цен на автомобильное топливо, вызванного подорожанием нефти. Он базируется на индикативной внутренней цене нефтепродуктов, которая определяется директивным путем. Если она превышает экспортный нетбэк, то есть продавать топливо внутри страны выгоднее, чем за рубежом, нефтяники обязуются выплачивать в бюджет часть от полученной «сверхприбыли». В противном случае уже бюджет компенсирует производителям топлива их потери, чтобы стимулировать их поставлять топливо на внутренний рынок.

Пока цена на нефть держалась на относительно высоких уровнях, демпферный механизм отвечал интересам нефтяной отрасли, которая получала доплаты из бюджета. Однако с падением мировых котировок ситуация изменилась.

За прошлый год государство получило от нефтяников примерно 282 млрд руб., подсчитали в Институте развития технологий ТЭК.

Правда, как утверждает Минфин, в феврале ситуация изменится и с февраля производители снова начнут получать доплаты из бюджета. Кроме того, заявил на совещании у Александра Новака представитель ведомства, пересмотр демпфера сейчас невозможен, поскольку трехлетний бюджет уже одобрен с учетом действующих параметров.

С января 2021 г. индикативная цена была повышена на 5%, до 56,3 тыс. руб. за тонну бензина и 50,7 тыс. руб. за тонну дизтоплива. Инициатива нефтяников состояла в том, чтобы сократить размер индексации на 3 п.п. Свою просьбу они мотивировали тем, что маржинальность большей части НПЗ сейчас минимальна, что заставляет их снижать нагрузку.

Страдают, впрочем, не только производители. По словам некоторых экспертов, сейчас доходность ряда АЗС упала до 50 копеек за литр по сравнению с 1,5-1,8 руб. за литр в конце прошлого года. Повышать цены пропорционально росту опта заправщики не могут согласно неформальной директиве того же Минфина. Выживает бизнес прежде всего за счет торговли сопутствующими товарами, говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Кроме того, иногда выручает торговля газомоторным топливом, спрос на которое устойчиво растет в последнее время.