Кушать подано. Чем плоха идея выплат на продукты нуждающимся россиянам

Российские власти предложили поддержать нуждающихся граждан выплатами на продукты. Но опрошенные "Секретом" эксперты видят риски этой инициативы — в частности, из-за этого у людей могут пропасть стимулы зарабатывать, а уровень бедности при этом снизить не удастся. Что произошло? Минпромторг направил в правительство доклад, в котором предложил ежемесячно перечислять нуждающимся гражданам средства, которые можно будет потратить на продукты. В числе нуждающихся, по замыслу ведомства, окажутся в том числе беременные, кормящие матери, дети и люди из учреждений соцсферы. В правительстве на данный момент эту инициативу не рассматривают, хотя программы продовольственной помощи в качестве инструмента борьбы с бедностью на данный момент действительно обсуждают в кабмине, сообщили «Известия» со ссылкой на источник. Хороша ли предлагаемая мера и какие есть риски? Такая поддержка уже обсуждалась ранее, в виде продуктовых карточек. Вероятно, в этот раз также речь идёт о неких карточках, предполагает Геогий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ. По его мнению, эта мера позитивно скажется как на самих гражданах, которые получат эту поддержку, но и на экономике в целом. «Потому что как только увеличится потребительский спрос, тогда и сельхоз-предприятия должны будут выпускать больше продукции. А значит, автоматически увеличатся транспортные перевозки, потребление энергии, потому что для производства продуктов нужна электроэнергия, вырастет машиностроение — заводы будут вынуждены производить больше сельскохозяйственных машин», — уверен эксперт. В то же время, если речь идёт не о карточках, а о денежных выплатах, эти средства могут пойти на другие цели, и тогда такой ценности для экономики мера иметь не будет. «Но в любом случае, если низкодоходному населению добавить денег, это всегда позитивный манёвр», — добавил эксперт, подчеркнув, что уверен в том, что основная часть получателей поддержки использует её «разумно». Согласна с необходимостью поддержки и Ольга Лебединская, доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова. По её данным, до начала 2020 года в стране было более 19 млн человек, заработная плата которых была менее прожиточного минимума. «Но за помощью фактически обращалось лишь 25% от этого числа (около 4 млн). Сейчас речь идёт о 10 миллионах человек. И если ранее в бюджете не нашли 319 млрд, то сейчас требуется уже 800 млрд», — отметила Лебединская. В то же время она подчеркнула, что поддержка нужна и российскому бизнесу из-за низкой покупательской способности населения. При этом из инициативы непонятно, как именно будет осуществляться поддержка отечественного бизнеса и как именно будет контролироваться конкуренция. «Вопрос в том, кто и как будет контролировать покупку именно отечественной продукции. Подобное решение однозначно повлияет на состояние конкуренции на рынке и потенциально мы можем получить формирование искусственного дефицита на такие товары», — добавила эксперт. Она пояснила, что если мы говорим о введении карточек на отечественные продукты, то пока неясно, как именно будет формироваться список ретейлеров, которые получат право такой торговли. Ещё один риск в выплатах населению видит Оксана Карпенко, доцент экономического факультета РУДН. «Определённая часть населения лишится стимулов к труду и занятости, поэтому целесообразно поддерживать нетрудоспособных, многодетных граждан, не имеющих возможности получения дополнительных доходов», — считает она. Ещё менее оптимистичен Игорь Николаев, партнёр ФБК Grant Thornton, директор Института стратегического анализа. «Понятно, что Минпромторг заинтересован в росте покупательской способности населения, та же пищевая промышленность только выиграет. Но в целом это же не системное решение проблемы», — считает эксперт. Мера не носит системного характера, но она смягчит ситуацию, поскольку кто-то всё же получит деньги. «Но в целом люди останутся бедными. А значит, проблема бедности в стране не решится, она только будет смягчена», — констатирует эксперт. Кроме того, в данном предложении есть и психологические риски, почему Минпромторг и старается избегать слов «карточки», «талоны», считает партнёр ФБК, но всё равно речь идёт именно о таких механизмах. «Да, власти будут ссылаться на положительный опыт США, но всё равно получится, что мы пришли к продовольственным талонам, от которых ушли в 90-е. Доразвивались: через 30 лет мы пришли к тому, от чего так хотели уйти, а это уж точно достижением никак не назовёшь», — посетовал он. Какие ещё меры можно принять? По словам партнёра ФБК, следует предпринимать системные меры поддержки — в частности, можно повысить планку прожиточного минимума. «Но от этого, как известно, зависит уровень зарплат, социальных выплат», — рассуждает Игорь Николаев. Ещё одну меру предложил эксперт НИУ ВШЭ. «Если этот вопрос решать хирургически, то это введение безусловного базового дохода. То есть вне зависимости от заработка давать людям условный МРОТ — около 12 тысяч рублей. Но эта мера ударит по бюджету. Я бы отдал эти деньги в первую очередь людям, которые живут ниже прожиточного минимума, и может быть, если бюджет позволит, тем, у которых доход меньше медианного, а это около 32 000–34 000 рублей», — предложил Остапкович. Также эксперт предложил освободить часть людей с низкими заработками от платы подоходного налога. Условно, если человек получает 12 300–12 700 рублей, то если освободить его от подоходного налога, он получит выгоду до полутора тысяч рублей, привёл пример Остапкович. Кроме того, власти могут увеличить налоги для сверхбогатых. К значительному переводу средств в серую зону эта мера не приведёт, учитывая уровень развития современных технологий. С ним согласна Оксана Карпенко из РУДН. По её мнению, правительство может снизить порог годового дохода физического лица, облагаемого по повышенной ставке в 15% с 5 до 3 млн руб. «В долгосрочной перспективе это приведёт к снижению социальной напряжённости, при условии, что нетрудоспособные граждане, живущие ниже прожиточного минимума, получат возможность поддерживать минимальный уровень жизни», — считает она. Потянет ли бюджет? Несмотря на дефицит бюджета, средства на поддержку населения найти можно, сходятся во мнении опрошенные «Секретом» эксперты. «Бюджет исполнен в этом (2020 — прим. "Секрета") году с дефицитом почти в 3,8%. То есть фактически денег в бюджете нет. Но у нас есть золотовалютные резервы, включая Фонд национального благосостояния», — отметил Остапкович. По его оценке, на эти цели можно было бы направить около 500 млрд рублей. «Дефицит бюджета сейчас покрывается в первую очередь за счёт заимствований, увеличивается госдолг. Но есть Фонд национального благосостояния», — считает Игорь Николаев из ФБК. Исходя из расчётов того же Минпромторга в 2015 году, когда на реализацию инициативы требовалось 240 млрд рублей, сейчас на поддержку малоимущих отечественными продуктами должно потребоваться около 300 млрд рублей, отметил Николаев. «Было бы желание», — резюмировал эксперт. Фото: depositphotos.com

Кушать подано. Чем плоха идея выплат на продукты нуждающимся россиянам
© Секрет Фирмы
Секрет Фирмы: главные новости