Маркировка БАДов должна избавить россиян от фальсификата

Минпромторг России предлагает провести эксперимент по маркировке биологически активных добавок с 1 апреля 2021 года по 1 марта 2022 года. Такой документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 9 февраля. «Парламентская газета» объясняет, что это изменит для потребителей пищевых добавок и компаний, которые их выпускают.

Маркировка БАДов должна избавить россиян от фальсификата
© Парламентская газета

Участие добровольное

О необходимости наносить средства идентификации на упаковки биологически активных добавок министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил ещё в 2020 году. По его словам, производители БАДов часто указывают на упаковках и этикетках недостоверную информацию, а в рекламе используют не подтверждённые, а то и заведомо ложные данные о продукции.

Согласно документу, который разработало министерство, пока участие в эксперименте по маркировке пищевых добавок добровольное, и на весь его период с 1 апреля 2021 года по 1 марта 2022 года компаниям бесплатно выдадут специальное оборудование. Минпромторг планирует оценить результаты этой работы и представить доклады в кабмин к 30 ноября 2021 года и к 1 февраля 2022 года.

Криминальная сфера

О разработке законопроекта об обязательной маркировке БАДов в 2020 году говорил и член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров. Депутат объяснял, что рынок пищевых добавок — один из самых неурегулированных, на нём много контрафакта и фальсификата.

«БАДы сегодня очень часто используются в криминальных сферах, — сказал Петров «Парламентской газете». — Поэтому и нужно на федеральном уровне отслеживать объёмы продаж, виды этих добавок. На рынке вращается огромное число БАДов, которые вообще не зарегистрированы в России. Кроме того, свободно продаются добавки, в составе которых есть запрещённые вещества. А что творится в Интернете! Людям доносят недостоверную информацию о том, что такое БАДы, делают упаковку такую же, как у лекарств, и продают их под видом медикаментов бабушкам. Это огромная проблема».

Согласен с этим и заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин: «На рынок выбрасываются очень нередко такие БАДы, такие вещества и средства, которые могут оказывать вредное влияние на здоровье людей, приводить ко всякого рода последствиям. Этот рынок нуждается в очень серьёзном регулировании, мы говорим о маркировке в том числе».

Александр Петров добавил, что маркировка, например, помогла побороть теневой рынок лекарств — точно так же это сработает, по его мнению, и с БАДами.

«Мы смотрим, как сегодня работает маркировка по лекарствам для программы «Семь нозологий», — пояснил парламентарий. — Всё, рынок серых продаж, когда препараты перепродают из медучреждений, просто начал исчезать. Потому что маркированное видно».

Петров также рассказал, что под маркировкой пищевых добавок подразумевается нанесение на упаковку криптокода. Он позволит отследить, где произведён БАД, продавался ли уже где-то. Ещё по нему можно посмотреть его логистику, рекомендуемую цену и состав препарата. Всю эту информацию, кстати, сможет проверить и потребитель, наведя на криптокод камеру своего смартфона.

Помимо этого, считает депутат, маркировку нужно распространить и на спортивное питание. При неправильном употреблении, по его словам, оно тоже наносит непоправимый вред здоровью.

БАДы — не лекарства, а дополнительный источник витаминов, пищевых волокон, минеральных веществ, аминокислот, чтобы ликвидировать их дефицит и оптимизировать рацион. Биологически активные вещества и их композиции или едят непосредственно, или добавляют в другие продукты.