Снижение потребительского спроса остается главной проблемой российского бизнеса

Положение российского бизнеса не является трагическим, заметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Снижение потребительского спроса остается главной проблемой российского бизнеса
© ФБА "Экономика сегодня"

Аппарат российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова провел в феврале опрос руководителей и владельцев пяти тысяч компаний во всех 85 регионах РФ и выяснил, что значительная часть бизнеса испытывает проблемы.

Главной из них являются падение спроса, снижение объемов выручки предпринимателей и зарплат сотрудников.

Российский бизнес имеет проблемы

Только 20% респондентов не заметили в 2020 году снижения спроса на их товары и услуги. У 40% компаний выручка за год упала в полтора раза, а у более 60% компаний оборот уменьшился на 30%. Примерно у 45% структур урезан фонд оплаты труда.

В начале 2021 года у 33,1% респондентов оборот продолжил снижаться, а у 27,1% компаний он сохранился на уровне 2020 года. Только 19,1% респондентов говорят о восстановлении от потерь 2020 года, а 9,7% структур готовятся к закрытию.

Однако нельзя говорить о том, что данные цифры свидетельствуют о кризисе бизнеса как такового.

Российский бизнес испытывает аналогичные проблемы, как и в других государствах, где были введены жесткие карантинные меры. Есть данные ФРС США, свидетельствующие о нарастании риска банкротств американских компаний.

В США риски банкротств останутся на высоком уровне даже в случае выхода экономики из кризиса. Объем корпоративных заимствований в США достиг максимумов несмотря на низкие ставки. Под угрозой банкротств находятся малый, средний и крупный бизнес.

Внутренний долг РФ за 2020 год увеличился на 4,6 трлн рублей до 14,8 трлн рублей, т. е. на 45,4%, в основном это компании, которые получили налоговые и кредитные отсрочки: данный фактор продолжит влиять на стабильность хозяйственных структур.

«В рыночной экономике малый и мельчайший бизнесы подвержены большим рискам. Существуют специальные термины: «рождаемость» и «смертность» предприятий. Фирмы постоянно появляются и исчезают, а упомянутые в отчете ведомства Титова 10% являются обычным размером ротации коммерческих структур в экономике», - констатирует Беляев.

Для экономики совершенно нормально, что предприятия быстро появляются и исчезают. Многое зависит от того, сумели ли они закрепиться на рынке, тем более в РФ малый и средний бизнес в основном сосредоточен в сфере услуг.

Данные Росстата за 2018 говорят, что 34,8% предприятий малого и среднего бизнеса занимались торговлей. Главными направлениями усилий таких структур являются строительство, обрабатывающее производство, транспорт и операции с недвижимостью.

Финансовое благополучие данных предприятий зависит от платежеспособного спроса, а он в РФ упал несмотря на снижение ключевой ставки и большую доступность кредитов: бум наша страна пережила только в жилищном секторе.

После кризиса бизнес в России станет сильней

«Учитывая сложные пандемичные условия, оценка в 9,7% компаний, имеющих риск закрытия, является оптимистичной для России. Еще не надо забывать, что кризис несет с собой очистительную функцию», - резюмирует Беляев.

Ключевыми словами для бизнеса, как отмечает экономист, являются предприимчивость и предпринимательство, однако в «коронакризис» далеко не каждая компания нашла в себе силы адаптироваться к новым условиям и сохраниться.

«Кризис является проверкой для тех, кто способен работать на рынке, и кто не способен, так что создавшаяся ситуация поможет очистить российский рынок от избыточных предприятий. Когда мы говорим о малом бизнесе в РФ, то имеем в виду совсем не то, что на западе, где часто речь идет о субпоставщиках крупных компаний», - заключает Беляев.

В РФ малый бизнес представляет собой хозяйственные, удовлетворяющие внутренний потребительский спрос.

«Вполне естественно, что в эпоху сокращения заработков, потери работы и специфических условий существования в эпоху карантина, спрос на услуги отечественного малого бизнеса сократился. Так что не стоит говорить о какой-то дополнительной заботе и тревоге, которое наше общество должно проявить по отношению к малому бизнесу», - констатирует Беляев.

Государство в 2020 году помогло малому бизнесу, отсрочив налоги, арендную платы и выдавая субсидии на зарплаты, пусть РФ сделала ставку на поддержку людей, а не коммерческих структур, увеличив пособия и организовав выплаты семьям с детьми.

«Пакет государственной помощи был серьезный, пусть он и не обеспечил роскошную жизнь, но дал возможность существовать и выжить. Сегодня у российского бизнеса нет критической ситуации, а предприниматели, попав в новую реальность, должны использовать свою предприимчивость и найти или придумать новые формы работы», - резюмирует Беляев.

Российская экономика упала не так сильно, если сравнить ситуацию с развитыми странами, причем скоро начнется ее восстановление.

«Это означает, что люди вернутся на рабочие места, и у них появятся доходы, которые сгенерируют спрос, нужный для существования малого и среднего бизнеса. Естественно, процесс потребует времени, а говорить о сроках восстановления спроса на уровень начала 2020 года пока сложно. Только бизнес все равно быстро отреагирует на улучшение ситуации», - заключает Беляев.