Претензии к соглашению ОПЕК+ связаны с угрозой провала ставки ЕС на «зеленую» энергетику

Европейская позиция по ценам на нефть выглядит странно, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Претензии к соглашению ОПЕК+ связаны с угрозой провала ставки ЕС на «зеленую» энергетику
© ФБА "Экономика сегодня"

Европейцы боятся роста уровня цен на нефть

Немецкое издание Handelsblatt пришло к выводу, что продление условий соглашения ОПЕК+ несет риски для ЕС.

Издержки, связанные с ростом цен на нефть, особенно велики для Европы. Социально-экономическая ситуация там носит негативный характер: ЕС значительно отстает от американцев и китайцев по темпам вакцинации и экономического восстановления.

В Handelsblatt опасаются стагфляции, когда низкие темпы экономического роста идут одновременно с высокой инфляцией. Такая ситуация была в США и Европе после кризиса 1973-1974 годов, к которому привело нефтяное эмбарго арабских производителей нефти.

После Войны Судного дня арабские страны отказались поставлять нефть США и их союзникам в Европе, поддержавшим тогда Израиль.

Эмбарго действовало с октября 1973 по март 1974 года и привело к серьезным проблемам западных экономик. В США прервался непрерывный экономический рост, который длился в данной стране, начиная с 1940 года.

В Handelsblatt не уверены, что ЕС скатывается в стагфляцию по примеру конца семидесятых годов, но отмечают проблему, связанную с ростом цен на электроэнергию в Европе и влиянием данного вопроса на общую стабильность цен в континентальной экономике.

Инфляцию в три процента в Handelsblatt не считают катастрофой, но для ЕС уровень цен на энергоносители критичен. Европа, в отличие от США, не имеет больших нефтяных месторождений, пусть и сланцевая добыча США также находится в кризисе.

Успешная вакцинация в США поможет американцам быстрее европейцев выйти из кризиса несмотря на то, что они зависят от импорта нефти. В феврале в США было создано 380 тысяч рабочих мест – почти в два раза больше, чем ожидалось.

Что касается Китая, то он, как утверждают в Handelsblatt, прошел кризис успешней, чем другие экономики мира, и создал большие запасы нефти в период низких цен на энергоносители. Данный показатель убережет КНР от роста стоимости нефти.

Главным бенефициаром соглашения ОПЕК+ в Handelsblatt называют Саудовскую Аравию и отмечают, что ЕС ничего не может с этим поделать: единственное, что может помочь европейцам, так это инвестиции в реальный сектор и экономический рост. Этого в ЕС могут добиться только за счет увеличения госдолга, который и так в 2020 году побил все рекорды.

Европейская позиция алогична

«Данная риторика выглядит странно: сначала европейцы говорили, что они собираются отказываться от углеводородного сырья, а сегодня рассуждают, что оно из-за кризиса будет стоить дорого», - констатирует Правосудов.

Европейцы боролись с атомной генерацией как потенциально опасной, с нефтью и газом путем введение углеродного налога, реализовали много дорогих проектов в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а теперь все сводят к нефтяным ценам.

«В Евросоюзе лидерами по ВИЭ являются Германия и Дания, в результате чего у них самые высокие цены на электроэнергию, поэтому такие проекты оплачивают конечные потребители. Их заставляют платить по высоким ценам под эгидой того, что европейские правительства заботятся о климате. После такого странными являются эти возмущения по ценам», - заключает Правосудов.

Нефть стоимостью в 70 долларов баррель явно дешевле генерации с европейских ветряков и солнечных батарей, поэтому опасения Handelsblatt свидетельствуют том, что с ВИЭ в ЕС не все так гладко, и что это ненадежный и дорогой ресурс.

«С одной стороны, в ЕС хотят ввести углеродный налог на поставщиков, использующих углеродное сырье, например, сжигающих газ на электростанциях, а затем с помощью такого электричества производящих продукцию, а с другой – в ЕС требуют низких цен на энергоносители. Они хотят для себя всего: низких цен на углероды и налога на поставляемые в ЕС нефть и газ, с помощью которого они собираются стимулировать развитие ВИЭ. Это напоминает приступ шизофрении: все мне, а вам ничего», - резюмирует Правосудов.

Такого не бывает: европейцам необходимо согласовать энергетическую политику с реальностью.

«Каждая сторона всегда отстаивает свои интересы, но необходимо искать компромиссы. Сегодня дешевых запасов энергоносителей становится все меньше и меньше, поэтому для того, чтобы их добыча была рентабельной, нужна нормальная цена», - констатирует Правосудов.

Именно это мы сегодня видим на мировом рынке, хотя непонятно, насколько долго будет стоять как цена на нефть в 70 долларов за баррель, так и ограничения ОПЕК+. В России существуют разные мнения по поводу этого соглашения.

«Принципиален вопрос спроса на нефть. Если он будет расти, то с ценами все будет нормально, а если снова упадет в виде очередного закрытия экономик, то возможны варианты. На Западе стартовала вакцинация и остается надеяться, что ситуация останется более-менее нормальной, а таких потрясений как в 2020 году больше не будет», - заключает Правосудов.

Что касается РФ, то нам рост цен на нефть выгоден: вместе с ними идет рост цен на газ, а страны ЕС остаются нашим основным потребителем.