РБК: российские рыбодобытчики предупредили о проблемах с промыслом сардины иваси

Один из крупнейших рыбодобытчиков сардины иваси, которую считают самой дешевой рыбой, предупреждает о возможном дефиците и росте цен. Сбои в промысле могут возникнуть в связи со вступлением в силу со следующего года нового требования о растаможке так называемых незаходных судов. Об этом гендиректор дальневосточных компаний «Тралфлот» и «Софко» Владимир Рекасов написал вице-премьеру Виктории Абрамченко.

РБК: российские рыбодобытчики предупредили о проблемах с промыслом сардины иваси
© BFM.RU

Рекасов просит правительство поддержать предложение Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и отсрочить требование до 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на обращение. По его словам, покупка и модернизация одного траулера обходится примерно в 50 млн долларов, на растаможку придется еще 25% от этой суммы. «Мы не против заплатить таможенные пошлины, но проблема в том, что их нужно заплатить единовременно», — отмечает Рекасов. Вместе с иваси, по его словам, также возможны сбои в поставках скумбрии.

Однако в масштабах отрасли ситуация не настолько критична, считает генеральный директор РИА Fishnews Эдуард Климов.

— У этой группы компаний, которая написала письмо, довольно крупные выловы. По прошлому и 2019 году они установили даже мировой рекорд по суточному вылову. Так что для этой группы компаний это реально проблема. Но говорить, что это проблемы всехрыбаков, некорректно.

— Почему так получилось, что крупнейшие суда, эти супертраулеры, не могут получить регистрацию?

— Раньше это можно было делать при условии, если судно не заходит в Россию, в российский порт. Такие суда имеются и в Мурманске, и на Дальнем Востоке. Их немного, но они есть. А сейчас стали говорить: заводите сюда, оформляйте их сюда, но прежде чем все это оформить, вы должны оплатить разово все эти таможенные платежи, а это очень много. А с условием того, что все эти группы тряхонуло крабовыми квотами в прошлом году на десятки миллиардов, ясно, что у них нет таких финансов.

— Почему тогда это касается только двух видов рыбы — иваси и скумбрии?

— Водные биологические ресурсы делятся на две части: одуемые и неодуемые. Одуемые — это минтай, треска, сельдь, палтусы. Это объем, который подтверждается и разрешается законодательно выловить в течение года. А это неодуемые виды, сколько ты выловил — все твое.

Сардина иваси — самая дешевая рыба в России: у рыбодобытчиков один килограмм с доставкой до Владивостока стоит 40-45 рублей, в то время как минтай стоит около 70 рублей. Из-за новых требований по растаможке судов иваси не подорожает, уверен генеральный директор группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.

Александр Ефремов генеральный директор группы компаний «Доброфлот» «На прилавки магазинов это сильно не повлияет в силу того, что пищевую продукцию выпускают не все предприятия, которые добывают сардину иваси. Действительно, это очень массовый, дешевый продукт, который крайне востребован населением, поэтому его социальную значимость трудно преувеличить. Но большая часть рыбаков на сегодняшний момент выпускают продукцию качества, которое не является пищевым. То есть это, по сути, продукция, которая идет на рынки Юго-Восточной Азии в технических целях и на корм животным, корм рыбе, это так называемая продукция для промпереработки. Пищевую продукцию выпускают, в частности, несколько компаний, одна из которых — «Доброфлот». У нас таких проблем нет, мы изначально приняли политику все покупаемые на внешнем рынке суда декларировать и оформлять по таможенной процедуре ввоза на российскую территорию, выплачивать все таможенные платежи».

В Росрыболовстве заявляют, что причин для сокращения добычи и, как следствие, дефицита сардины иваси в России нет. У рыбаков было достаточно времени для растаможивания незаходных судов. В случае отказа одного из добытчиков его место займет другой, говорится в сообщении ведомства.