Российские оффшоры – миф или реальность?

Сергей Елин, эксперт в области финансово-правовой безопасности (ОПОРА РОССИИ, аудиторско - консалтинговая группа «АИП»), член комиссии рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ. Сергей Викторович проведет на Форуме сессию, посвященную особым экономическим зонам, льготному налогообложению и расскажет о том, как расширить географию ведения бизнеса, ответит на вопросы участников сессии. Крымской ОЭЗ будет посвящена отдельная тема. А пока мы предлагаем нашим читателям блиц-интервью со спикером Форума. - Почему потенциал ОЭЗ у нас в стране не востребован в полной мере? В чем причина? Низкая культура просвещения, отсутствие эффективного механизма привлечения предпринимателей, отсутствие гарантий со стороны властей и, как следствие, страх и недоверие к системе? Причин в данном случае несколько. Во-первых, многие действительно просто не знают о льготах. Во-вторых, те, кто все-таки знают о льготах, не могут понять: насколько предложение применимо и целесообразно для них. А понять нужно следующее: соответствует ли твоя сфера и масштаб бизнеса условиям ОЭЗ, не получится ли так, что затраты на вхождение и присутствие в особой зоне перевесят экономию на налогах. Объем организационных затрат не лежит на поверхности, об этом не прочитаешь где- то в одном месте, нужно серьезно вникать. Наверняка у многих есть опасения, что останутся подводные камни, которые могут выплыть позже. По сути дела, имеет место боязнь получить какие -то проблемы в будущем. Есть ряд стереотипных позиций: «нужно будет готовить огромный объем документов», «бесплатный сыр в мышеловке», «потом будут дополнительные проверки» и т.д. На самом деле это действительно шаблоны восприятия. От них надо отказаться. Конечно, если говорить честно, потребуется немало времени на дополнительные организационные действия, подготовку документов. А ведь нужно еще тщательно просчитать и верно оценить. На мой взгляд, государству для увеличения притока резидентов в особые экономические зоны нужно подумать над изменением способов подачи информации со стороны властей. Мне представляется это в виде типовых примеров с простыми экономическими расчетами, включающие расходы, в том числе, с легко доступной информацией о свободных площадях, размере аренды, интернете и т.д. Нужна подача глазами предпринимателя с ответами на его вопросы и снятие страхов. Конечно, когда есть сомнения и неуверенность, стоит обратиться к налоговому консультанту - это сильно экономит время и снимает риски. - Вам известны случаи, когда инвесторы не получали обещанных льгот? Или получали меньше, потеряв часть своего капитала? Есть ли выход из подобных ситуаций? На практике такое случалось только тогда, когда предприниматели не подходили под существующие критерии резидента ОЭЗ, но при этом пытались грубо притянуть свою фирму к льготному режиму за уши. В этом случае просто терялось право на льготу, говорить о потери капитала по этой причине, я думаю, не корректно. Если предприятие действительно соответствует всем критериям и соблюдает условия, подобного не происходит. - Как Вы оцениваете перспективы развития особой экономической зоны в Крыму? Создают ли политические факторы существенные экономические барьеры? Перспективы хорошие. Безусловно, санкции, как весомый политический фактор, оказывают влияние на развитие экономики региона. В определенной степени они ограничивают ее рост. Думаю, в таких условиях нужно больше экспериментировать, тестировать и подбирать оптимальный баланс в структуре и механизме управления экономикой. Оптимальный – это значит дающий пополнения в бюджет, максимально упрощающий все процедуры и действительно выгодный предпринимателям. Таким образом создается хорошая среда для развития экономики. Также, думаю, было бы большим плюсом расширение отраслей, попадающих под преференции. В заключение скажу, что механизм ОЭЗ реально работает уже сегодня. Все подробности на Форуме «Малый и средний бизнес: новая реальность – новые возможности» в городе-герое Керчь.

Российские оффшоры – миф или реальность?
© Аргументы Недели