Что даст российской промышленности изменение законодательства о госзакупках

Введение обязательной минимальной доли закупок российских товаров носит сугубо протекционистский характер. С этих слов вице-премьера Юрия Борисова началось пленарное заседание. «Изменения давно напрашивались. Они позволили нарушить многолетние тесные связи между заказчиком и западным вендором, которые в последнее время вольготно себя чувствовали на ниве госзакупок. Эти самые вендоры долгие годы игнорировали наши требования по переносу своего высокотехнологичного производства в Россию. Получалось так, что наши налогоплательщики инвестировали в западное производство, а не поддерживали отечественных разработчиков», – отметил Борисов. Эти данные подтверждаются и цифрами. В 2020 году внутренний рынок государственных закупок был оценен в 30 трлн рублей. И в экономику России попадает лишь треть этих денег. Больше всего закупок проходит по 223 ФЗ – около 20 трлн рублей. На 44-й ФЗ приходится «лишь» 9 триллионов. Борисов добавил, что подобные меры не вернут страну во времена плановой экономики, но помогут российским производителям получить возможность реализовывать свою продукцию, которая не отличается по качеству от импортной. Тем более, Россия не станет здесь первопроходцем. «Америка уже давно работает по такому принципу, Европа также этого не стесняется. Скажу больше: одно лишь ожидание вступления в силу закона подняло долю закупок товаров российского производства в прошлом году, а значит – цель достигнута», – считает вице-премьер. В целом, в России действительно растет эффективность политики импортозамещения. Так, доля товаров, произведенных в России, в рамках государственного заказа выросла с 50 до 85 %, начиная с 2019 года. Но как будут отличать российские товары от тех, которые старательно пытаются мимикрировать под них? Ответ на этот вопрос дал заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков. Он отметил, что в ближайшие две-три недели министерство подготовит поправки, которые будут внесены в закон о квотировании. Это позволит сделать процесс импортозамещения еще прозрачнее. «Во-первых, будет введена балльная система. Итоговая оценка покажет, можно ли считать продукцию, которую производит любое предприятие страны, – российской. Сейчас у недобросовестных производителей есть возможности обойти систему ограничений, но благодаря новому пакету поправок, у нас появится больше инструментов для их контроля. Вместе с этим, безусловно, необходимо и дальше развивать ГИС «Промышленность» и ее интеграцию с ЕИС», – подчеркнул Осьмаков. По мнению замминистра, схожие требования вскоре начнут предъявлять к понятию «российская услуга». Оно получит тот же статус, что и «продукция российского происхождения». Контроль за поставщиками продолжит усиливаться. К ним будут применять метод кнута и пряника. В роли кнута будут штрафы и различные санкции, назначаемые недобросовестным лицам. Роль пряника на себя возьмут комплекс федеральных программ, меры поддержки для производителей продукции, поставщиков. Все это будет проходить в рамках внедрения рейтинга деловой репутации, который должен стать по сути, рекламой для качественных поставщиков товаров и услуг. Все, что до этого обсуждали признанные эксперты, – лишь теория. Основная работа по проведению госзакупок проходит на местах, а значит, и давать оценку качеству их развития должны те, кто сталкивается с ними напрямую. Своим мнением на этот счет поделился губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Он отметил, что в его регионе еще не успели столкнуться с конкретными кейсами, поэтому говорить о повышении удобства или качества предоставляемых товаров и услуг еще рано. По его мнению, главное, чтобы эти изменения хорошо интегрировались в нынешнее законодательство. «До введения квотирования, у нас был определенный опыт работы в сфере промышленной кооперации. Региональное правительство работало с крупными заказчиками в рамках подписанных дорожных карт. Среди них не только представители оборонных предприятий и наши заказчики, которые работают по 223-му ФЗ, но и частные нефтегазовые компании, производители минеральных удобрений и другие. Сейчас подписано 14 таких дорожных карт, а в планах у нас стоит удвоение этого показателя», – поделился своим опытом работы с крупными отечественными заказчиками Махонин. Фото: ФедералПресс / Артем Тутов

Что даст российской промышленности изменение законодательства о госзакупках
© РИА "ФедералПресс"