Жители Русского Севера вспомнили о древних деревянных судах. Зачем они строят их вручную?

Традиционные лодки Русского Севера — карбасы — уходят в небытие. Традиция их создания теряется, потому что деревянные суда стали неконкурентоспособны, их вытесняют металлические и пластиковые. Но влюбленные в историю и культуру жители Архангельска хотят сохранить старинные технологии: они, как встарь, шьют карбасы, учат других это делать и готовятся построить настоящую поморскую шхуну. Журналисты «Ленты.ру» побывали на верфи и поговорили с мастерами и руководителями проекта.

Жители Русского Севера вспомнили о древних деревянных судах. Зачем они строят их вручную?
© Lenta.ru

Верфь Товарищества поморского судостроения — это небольшой синий ангар на территории Северного (Арктического) федерального университета (САФУ). До прихода кораблестроителей это был гараж техобслуживания, разделенный на два этажа бетонной перегородкой. Чтобы начать работать, им пришлось собственноручно ломать внутренние конструкции. Как рассказывает руководитель верфи Евгений Шкаруба, это заняло много времени.

Сейчас ничто не напоминает о тоскливом прошлом здания: на светлых деревянных полах расположился целый парк станков, на своих местах висят инструменты, на стенах — информационные плакаты об истории поморского судостроения. Большую часть места занимают, собственно, лодки: по центру — место под поморскую шхуну, сбоку — карбасы, малые лодки. Между скелетами судов снуют работники.

«Строить большое деревянное судно только для себя очень дорого, вряд ли вообще осуществимо. Наш судостроительный проект некоммерческий —социальный, рассчитанный на широкую аудиторию. До кого-то мы можем достучаться — он смотрит, слушает, приходит к нам, видит, чем мы занимаемся. Всегда приятно видеть правильный отклик в людях», — рассказывает Шкаруба.

Под его началом — энтузиасты, студенты из САФУ, жители Архангельска и других регионов. По словам Евгения, люди, пришедшие на верфь, неизбежно влияют на последующие проекты Товарищества: появляются новые цели, которые всем интересны.

«Сейчас мы открываем первую в Архангельске открытую столярную мастерскую, куда сможет прийти каждый горожанин. Только что мы закончили исследование сохранившегося деревянного флота: жители Архангельской области присылали нам фотографии своих домашних лодок. В результате устроили интересную выставку, выложили на сайт. Проект называется "Заветный флот"».

Среди других проектов Товарищества — идея лодочной регаты. Карбасы строятся на деньги двух грантов: грант Владимира Потанина и президентский грант. Принять участие в постройке флота регаты могли бы разные учреждения, коммерческие компании, частные лица — однако, сетует Шкаруба, вкладывать деньги в социальные проекты у нас не спешат, это немодно. Даже фирмы, которые занимаются лесозаготовками, не хотят сотрудничать с Товариществом.

«Обидно было получить от них очень холодное, спокойное и ровное отрицательное отношение. Им это оказалось не надо: они продают лес за рубеж, и им совершенно не нужно себя здесь, в России, показывать. Заняли свою нишу и прекрасно себя чувствуют — без всякого представления о какой-то совести. Ведь это для них были бы совсем небольшие деньги! Мелочь, а надо прямо выпрашивать, чтобы ее получить. Таким людям просто все равно, что происходит в Архангельске, им не нужны любые социальные проекты. Меня это удивляет», — говорит глава проекта. Для чего предназначены такие некоммерческие проекты, совершенно ясно: без сохранения традиций общество не может расти и развиваться. Как говорит Шкаруба, в отрыве от традиции невозможно сформировать мировоззрение человека — как профессиональное, так и личное.

Он подчеркивает, что проект Товарищества относится к социальным и должен осуществляться при поддержке государства и общества — в том или ином виде. И верфь их получает: судостроителей поддерживают САФУ, Северный морской музей Архангельска и областное правительство.

Президентские гранты помогли заложить шхуну — на торжественную закладку, несмотря на пандемию, приехали десятки людей из самых разных регионов России. На верфи устроено культурно-выставочное пространство «Открытая палуба». На деревянной террасе-антресоли, выкрашенной в яркие цвета, проходят выставки. Во время нашего визита в экспозиции были акварельные коллажи на морскую тему.

В основном здесь работают волонтеры, но один человек все же получает зарплату — плотник Виктор Петрович Кузнецов, владеющий традиционными техниками создания карбасов. Навыки ему передал отец.

«В старые времена без карбаса было никуда. Люди ходили на них в море, использовали как речной транспорт, рыбу ловили. Всегда пытались сберечь, дорожили ими. Сейчас-то уже они не нужны — все в прошлом. Все на алюминиевых лодках ходят», — объясняет он с характерным северным говором.

Одно из созданных им судов пару лет назад участвовало в экспедиции на Соловецкие острова, другое, созданное для проекта «Тайны Мангазеи», достроили вскоре после нашего отъезда и назвали «Архангелъ» — созвучно с городом, где его строили. Судно освятил священник Свято-Троицкого храма протоиерей Андрей Хрусталев.

До возрождения судостроительных традиций Кузнецов занимался не менее популярным поморским промыслом — был рыбаком.

«Я 15 лет в море камбалу ловил! Да и до сих пор ходил бы, но нас ненцы потеснили. Когда отделился Ненецкий автономный округ от Архангельской области, море стало ненецкое. Инспектора приехали, пальцы веером — наша лицензия, сказали, не котируется, штрафы наложили и прогнали нас», — рассказывает он.

Евгений Шкаруба объясняет, что еще в XX веке деревянные суда были в ходу — у мастеров-судостроителей их заказывали для себя совхозы и колхозы. Сейчас спрос на деревянные суда есть только у любителей и энтузиастов, а это исключения из правила, и профессиональному плотнику на деньги от редких заказов никак не прожить.

В окрестных деревнях тех, кто помнит мастерство предков, сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки, поэтому работники верфи Товарищества тщательно документируют и оцифровывают все лодки работы Кузнецова.

За год существования Товарищества сделано уже многое, но предстоит еще больше: впереди регата, завершение работы над шхуной и новые проекты, ориентированные на детей. Когда Шкарубе и его команде удастся собрать и подготовить все необходимое, столярная мастерская будет открыта для всех, и даже совсем юные архангелогородцы смогут своими руками прикоснуться к живой традиции.