Ракова: В Москве на 77% сократился уровень безработицы по сравнению с осенним пиком

Когда у человека есть работа, есть заработная плата, он может улучшить свои жилищные условия, позаботиться о здоровье детей, дать им хорошее образование. В столице же, как известно, работы хватает не только москвичам, но и тысячам жителей российских регионов. Кто и как помогает и горожанам, и тем, кто приезжает в Москву заработать (так как дома такой возможности нет), найти свое место на столичном рынке труда? Чем служба занятости может поддержать жителей столицы, когда они временно остаются без работы? На эти и другие вопросы "Российской газеты" ответила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ракова: В Москве на 77% сократился уровень безработицы по сравнению с осенним пиком
© Российская Газета

Анастасия Владимировна, расскажите, как изменилась московская служба занятости?

Анастасия Ракова: Прежде всего хочется поздравить всех работников сферы занятости с юбилеем. Столичная служба занятости начала активно трансформироваться в последние годы. И эти изменения были бы невозможны без желания профессионального роста, способности к обучению и усилий многих из специалистов отрасли. Раньше в народе и среди работодателей службу занятости неприятно называли "биржей труда и выплатной кассой", а 90% людей обращались исключительно за пособием по безработице. С 2019 года мэром Москвы принято решение о модернизации службы занятости. За эти годы мы изменили структуру и сегментировалии ее под потребности клиента. Ранее в службе занятости работали инспекторы, сейчас мы преобразовали работу таким образом, что сотрудников можно назвать карьерными консультантами. Их основная роль теперь заключается не в принятии решения по выплате, а в подборе подходящих вакансий для соискателей. За это время изменился и портрет наших кандидатов: у нас 80% мотивированных соискателей и только 20% прошли исключительно за пособием и льготами по статусу безработного. То есть к нам стали обращаться не за пособием, а за работой. Это принципиальная разница.

Как вы пришли к мысли, что пора меняться? Что стало толчком к изменениям?

Анастасия Ракова: Толчком к изменению стали три фактора. В Москве работает множество программ по поддержке семей с крайне ограниченным финансовым достатком - мы поддерживаем их выплатами и социальными льготами. Но именно трудоустройство - долгосрочный механизм по выходу из бедности. Нам нужна была такая служба занятости, которая поможет людям в трудной жизненной ситуации находить работу, причем работу с заработной платой, позволяющей преодолеть бедность всей семьи. Второй фактор необходимости изменений состоял в том, что хотя московский рынок - самый масштабный и диверсифицированный в стране, предлагается много вакансий, но при этом есть тысячи людей, которые не могут найти работу. Ведь поиск работы, общение с потенциальным работодателями - это тоже навык, которому надо обучаться. Значит, им надо помочь, научить их искать работу, представить работодателю, переобучить, если их профессия устарела. Третьим же фактором стало то, что в службе занятости нам очень хотелось отойти от формализма, бюрократии, а вместо устаревшей инфраструктуры создать современное, комфортное многофункциональное пространство с искренним сервисом и высоким уровнем профессионализма.

Какими были ваши первые шаги в модернизации службы занятости?

Анастасия Ракова: Для начала мы решили сегментировать инфраструктуру под потребности соискателей. Районные отделения трудоустройства мы переместили в клиентоориентированные центры госуслуг. Получили немедленный эффект изменения атмосферы и сразу выросло количество клиентов службы занятости. Сильный бренд "Мои Документы" со своими стандартами искреннего сервиса, современной инфраструктурой и цифровой очередью не оставил шансов формальному подходу. Далее мы открыли универсальный флагманский офис "Моя работа" и выстроили его по всем стандартам современной рекрутской компании. После этого открылся специализированный офис "Моя карьера". Он работает для людей, которым тяжелее всего найти работу: молодежь, люди с инвалидностью, мамы с детьми, люди предпенсионного возраста, малообеспеченные семьи. И быстро уловив тренд рынка труда в ковид-год на открытие собственного дела и самозанятости, месяц назад официально открыли флагман по самозанятости.

Тренд на самозанятость? Звучит интересно, есть какая-то статистика?

Анастасия Ракова: Да, конечно. Во время пандемии рынок труда сильно изменился. Думаю, жизнь заставила нас быть изобретательнее и больше полгаться на свои силы. Да и многие привыкли к гибкому графику работы, не готовы 8 часов сидеть в офисе. Поэтому популярность такой формы занятости растет. Число зарегистрированных самозанятых в столице выросло в 2,4 раза по сравнению с показателями прошлого года. В апреле 2021 их количество уже превышает 500 тысяч человек.

Самозанятость - это свое дело. Мы помогаем получить базовые знания и навыки в этой области. Во флагманском центре "Моя работа" была создана экосистема полного цикла "Самозанятость в руки", соединяющая 3 механизма: проведение обучения по самозанятости и ведению бизнеса для кандидатов, в том числе и онлайн; регистрацию самозанятости на площадке центра совместно с партнером ПАО "Сбер"; приглашение работодателей, которые принимают на работу соискателей уже в новом статусе самозанятого. То есть человек может прийти, получить знания, зарегистрировать свой статус и сразу получить работу - самозанятых часто приглашают под определенные задачи крупные компании.

В центре проходят как онлайн-, так и оффлайн-тренинги, где бизнес-тренеры помогают разобраться в особенностях налога на профессиональный доход и преимуществах оформления статуса самозанятого. Москвичи могут узнать, какие виды деятельности подходят самозанятым, где найти идею, а также как работать с заказчиком и какие сервисы помогут в этом.

Очень популярны вебинары, мастер-классы и курсы, направленные на открытие своего бизнеса. Вот только некоторые темы: как выбрать и сформулировать подходящую бизнес-идею; как корректно оформить свое дело с юридической точки зрения; как вести финансовую отчетность, узнать основы бухгалтерского учета для начинающих предпринимателей.

Не могу не сказать, что безработным москвичам, зарегистрировавшим предпринимательскую деятельность (ООО, ИП), центр возмещает расходы, связанные с регистрацией деятельности в размере до 10 200 рублей.

С 2020 года из обратившихся в службу занятости соискателей более 9 тысяч человек открыли собственное дело и зарегистрировали самозанятость.

Я отмечу, что самозанятый - это не обязательно предприниматель, который хочет открыть собственный бизнес. Это просто удобная форма юридического оформления того, что вы любите делать и получать за это деньги. Приведу пример. Среди москвичей старшего возраста востребован курс "Бабушка и дедушка на час", где можно получить профессию няни и работать в качестве самозанятого. Таким образом, решаются сразу несколько важных задач. С одной стороны, соискатели получают новую специальность и источники дохода, а семьи - надежных и подготовленных нянь, предоставляя родителям возможность работать.

В настоящее время служба занятости формирует поддерживающую инфраструктуру для профессионального сообщества самозанятых - "Среда развития". Для участников она станет площадкой для обмена опытом, поиска новых партнеров и клиентов, обсуждения сложных бизнес-вопросов, трансляции собственного успешного опыта и получения консультаций от экспертов.

Если вернуться к пандемии и реализации программ во время нее, расскажите, как удалось преодолеть ситуацию с безработицей?

Анастасия Ракова: Очевидно, что пандемия вызвала серьезные изменения на рынке труда, многие москвичи потеряли работу. До ковида в Москве был один из самых низких показателей безработицы в стране. Но в прошлом году сильно сократилось количество рабочих мест, и на конец сентября прошлого года пришелся пик безработицы. Уровень безработицы вырос до 3%. При этом уже концу 2020 года численность безработных удалось сократить до 96,4 тысячи человек, соответственно уровень безработицы составил 1,32%.

В момент начала первой волны пандемии важно было организовать быстрые и удобные социальные выплаты. Безработный получал 19 500 рублей с доплатой от Москвы, и если у него, например, было два ребенка, то выплата составляла 25 500 рублей в месяц. Всего в прошлом году 308 тысяч человек были признаны безработными. Им было выплачено 17 миллиардов рублей социальных пособий. Это помогло людям пережить сложный период.

Как в осенний период, так и теперь мы видим своей главной задачей быстрое возвращение людей на рынок труда. Если профессия кандидата востребована, мы его трудоустраиваем. Если нет - "доращиваем" его навыки до требований рынка труда.

Для понимания фактической ситуации с безработицей в Москве мы непрерывно, каждый день проводим мониторинг рынка труда по целому ряду параметров: уровень безработицы, уровень заработной платы, задолженность, массовые увольнения, высвобождения, простой предприятий, количество вакансий, количество трудоустроенных и другим.

Сейчас безработица растет? Снижается?

Анастасия Ракова: Уровень безработицы снижается. Сегодня в службе занятости зарегистрировано 52 тысячи безработных, уровень безработицы составляет 0,71%. Это на 77% меньше, чем в сентябре прошлого года в пик пандемии и на 46% меньше чем на конец декабря 2020 года. С начала 2020 года работу нашли рекордное количество москвичей - 208 тысяч человек.

Служба занятости объединяет свои усилия с другими игроками на рынке трудоустройства?

Анастасия Ракова: Несомненно, ведь главное наша цель - трудоустроить ищущих работу москвичей. Сейчас центр занятости населения реализует уникальный проект - формирование единого агрегатора вакансий с крупнейшими работными сайтами (HeadHunter и Super Job) на платформе службы занятости. Данная технология позволяет предоставить ищущим работу гражданам самую расширенную и актуальную базу в России, тем самым повышая шансы кандидатов найти новую работу. Уже сегодня в базе службы занятости представлено более 350 тысяч вакансий.

Одной из важнейших задач центра занятости является расширение партнерских связей с работодателями и увеличение таким образом базы вакансий. Приведу пример: с одним из основных стратегических партнеров, "Россельхозбанком", на постоянной основе идет работа по открытию новых вакансий, массовому найму, например, операторов колл-центров. Кроме того, наш партнер обращается именно в службу занятости, а не в кадровое агентство, за точечным рекрутингом.

Это, разумеется, не единственный пример партнерства. С 1 июля 2020 года к сотрудничеству привлечено более тысячи новых работодателей. Среди них такие как фабрика "Русский шоколад", "Якитория", "Рандеву", ПИК, "Азбука вкуса", Мосгортранс, Московский метрополитен, "Ашан", "Вайлдберриз" и другие.

В 2020 году в центре занятости "Моя карьера" налажено регулярное взаимодействие с более чем 400 партнерами-работодателями из различных отраслей. Среди них Faberlic, "Иль де боте", "Ренессанс страхование", сеть отелей "Хилтон", банк "Открытие", ГУМ, ФК "Спартак-Москва", "Ростелеком", "Почта России" и многие другие.

Какие профессии сейчас востребованы больше всего?

Анастасия Ракова: Максимальное количество вакансий зарегистрировано в сфере оптовой и розничной торговли - количество открытых позиций превышает 66 тысяч. В этой сфере популярны профессии продавцов, кассиров и менеджеров по продажам.

На втором месте расположена сервисная индустрия. Отели, рестораны, кейтеринг, и бьюти-сегмент активно ищут сотрудников на позиции продавцов, менеджеров, официантов, кассиров, хостес, поваров, парикмахеров. На данный момент доступно более 52 тысяч вакансий.

Замыкает тройку лидеров IT-сфера, в которой размещено 4