Перминова предложила изменить методику формирования бюджета на следующую трёхлетку

Федеральный бюджет 2022 года и на плановый период до 2024 года может стать более программным, если изменить методику его формирования — все корректировки в главный финансовый документ страны вносить до 1 января текущего года, чтобы потом его формирование происходило с уточненными госпрограммами. Об этом заявила в понедельник первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Елена Перминова.

Перминова предложила изменить методику формирования бюджета на следующую трёхлетку
© Парламентская газета

Госпрограммы сегодня не увязаны в полной мере с государственным стратегическим планированием и не вовлечены в бюджетный процесс, как на самом деле это и должно происходить, считает сенатор. 

«Поэтому все корректировки должны вноситься до 1 января текущего года, чтобы потом формирование бюджета происходило с уточненными программами. Тогда у нас на самом деле будет программный бюджет, а не так, как мы зачастую сегодня делаем, подгоняя программы под те средства, которые есть в бюджете», — сказала Перминова в ходе круглого стола, посвященного синхронизации подходов к разработке и управлению госпрограммами.

Она добавила, что сегодня вместе с Мнфином и Минэкономразвития «идет серьезная работа» по решению этой проблемы. «Чтобы уже бюджет 2022 года и на плановый период до 2024 года учитывал все эти замечания и был выстроен по более программному методу, чего мы все и хотим», — отметила парламентарий.

Точку зрения законодателя поддержал и аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев. «Обсуждение бюджета необходимо начинать с обсуждения целей и задач госпрограмм, а после уже приступать к бюджетным проектировкам», — уточнил он.

По его наблюдениям, количественный и содержательный состав показателей действующих госпрограмм не взаимосвязаны с конкретными мероприятиями, а по ряду госпрограмм в Счетной палате зафиксировали, что фактические значения превышают плановые. «Это говорит о занижении прогнозных оценок исполнительности госпрограммы», — пояснил Зайцев.

Еще одним важным недостатком госпрограмм аудитор назвал отсутствие прямого закрепления персональной ответственности за достижения конкретных целей.

Впрочем, вскоре все может измениться. Как пояснил представитель Минэкономразвития Денис Тюпышев, в настоящее время готовится к выходу законодательный акт, формирующий новые принципы управления госпрограммами. Документ находится на подписи председателя Правительства.

Он рассказал, что акт позволяет синхронизировать и учесть в нацпроектах и госпрограммах все поручения президента России.

В новой системе управления госпрограммами предусмотрены специальные органы — управляющие советы, которые будут управлять процессом исполнения планов на уровне вице-премьеров. Эти советы под руководством зампредов наделят широкими полномочиями, в том числе им дадут право определять ключевые показатели. При этом все работы будут вестись не во множестве информсистем, как это происходит сегодня, а только в электронном бюджете (единая система управления государственными и муниципальными финансами — прим. ред.).

Также предполагается перенастроить целеполагание госпрограмм, для чего создадут единый план по достижению конкретных результатов. Сами же госпрограммы будут состоять из федеральных и ведомственных проектов, а также комплексных мероприятий.