Аналитик спрогнозировал рост ставок по автокредитам до конца года

Ставки по автокредитам могут вырасти до конца года, так как коммерческие банки вынуждены реагировать на действия ЦБ России, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» финансовый аналитик Алексей Коренев, комментируя рекордное увеличение среднего размера автокредита. 

Аналитик спрогнозировал рост ставок по автокредитам до конца года
© ФБА "Экономика сегодня"

В марте текущего года россияне оформили наибольшее количество автокредитов, средний размер которых впервые превысил 1 млн рублей, сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).

Российский авторынок ожил

Средний размер выданных автокредитов в марте составил рекордные 1,052 млн рублей, что на 23,6% больше аналогичного периода прошлого года, уточняют в ЕБКИ. 

По мнению эксперта, на увеличение средней суммы автокредита влияют два существенных фактора.

«Заметно выросла общая средняя стоимость автомобиля, превысив 1,5 млн рублей – это достаточно большая сумма для подавляющего большинства российских домохозяйств, — объясняет Алексей Коренев. — В то же время доходы россиян снижаются и покупать авто на свои собственные средства, как раньше, у большинства уже не получается».

Необходимость периодически менять автомобиль, рост стоимости и снижение доходов вынуждают все большее количество россиян пользоваться кредитом, сумма которого, в результате, увеличивается.

Автопроизводители поднимают цены

Подорожание автомобилей, которое игроки рынка наблюдали в первом квартале 2021 года, напрямую было связано с возникшим дефицитом разных моделей как в бюджетном, так и премиальном сегменте.

Нехватку авто спровоцировало колебание курса валют, которое дестабилизировало многие логистические цепочки. Карантин и локдауны у автодилеров в Европе также сыграли свою роль в подъеме цен.

В результате производители автомобилей серьезно скорректировали цены на российском рынке в апреле: стоимость повысили сразу 28 компаний. Так, Chevrolet поднял стоимость от 1,5% до 5,1%, что в денежном выражении составляет 15 тыс. и 60 тыс. рублей соответственно; KIA от 0,5% до 2,2% или 10 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно.

Увеличили прайсы в России практически все японские производители. Марки LADA, Hyundai и Renault, а также ряд других, ограничились точечной коррекцией цен на отдельные модели.

Как отмечают игроки рынка, реакция сопоставима с прошлогодним обвалом рубля, когда стоимость авто изменили 26 дилеров. Ожидается, что рост цен на новые автомобили в России во втором квартале 2021 года составит от 2% до 7%.

Спрос на авто продолжает восстанавливаться

Спрос на автопром волнообразный и очень зависит от эмоциональной составляющей: когда люди уверены в завтрашнем дне, то они начинают покупать. В прошлом году в пик пандемии спрос резко упал, так как не было понятно, чего ожидать, уверен эксперт. 

«Сейчас к пандемии привыкли, рынок труда медленно, но восстанавливается: снизились активные темпы увеличения объема безработицы, появляются рабочие места, — подчеркивает Коренев. — Росстат и Роструд ожидают в этом году небольшой рост доходов до 3%, упавших в прошлом году на 37%».

На фоне плохих показателей 2020 года текущий год покажет себя с более выигрышной стороны: сыграет свою роль низкая экономическая база и более оптимистичный настрой россиян, который отразится на покупательской способности в краткосрочном прогнозе.

Ставки по автокредитам вырастут: поскольку Центробанк поднял ключевую ставку, коммерческие банки вынуждены реагировать. У ЦБ стоит задача прийти к нейтральной кредитно-денежной политике, это означает, что к концу года ставка может превысить 5%, в зависимости от инфляции, резюмировал эксперт.