Создание железнодорожной линии Кошице – Братислава – Вена необходимо как альтернатива морским маршрутам грузов

В настоящее время проект строительства 450-километровой железнодорожной линии Кошице – Братислава – Вена с шириной колеи 1520 мм, реализуемый с участием России, Словакии, Австрии и Украины уже почти 15 лет, тормозит несколько факторов, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.

Создание железнодорожной линии Кошице – Братислава – Вена необходимо как альтернатива морским маршрутам грузов
© РЖД-Партнер

Во-первых, стоимость строительства в 6,4 млрд евро. Сейчас не до конца понятно, как эта стоимость будет распределена среди участников, среди которых есть конфликтующие страны, например, Украина и Россия. Во-вторых, необходимость решения проработки вопросов беспрепятственного перевоза транзитных грузов. В-третьих, конфигурация оператора перевозок и пр., отмечает И.Макаров.

При этом он отмечает, что создание такого железнодорожного коридора необходимо как альтернатива морским маршрутам грузов, особенно после ситуации блокировки движения в Суэцком канале.

В вопросе о существующих при реализации столь масштабного проекта рисках он называет геополитические (Россия-Украина, Россия-Европа), финансовые (своевременный и в полном объеме взнос участников консорциума), экономические (возможная конкуренция с альтернативными маршрутами, например, Северный морской путь).

Напомним, что проект создания железнодорожной линии Кошице (Словакия) – Братислава – Вена прорабатывается с 2007 года. ОАО «РЖД» подписали меморандум с соответствующими структурами перечисленных иностранных государств. Была создана совместная компания Breitspur Planungsgesellschaft mbH. Национальные железнодорожные компании стран-участниц стали ее собственниками в равных долях.

В России над этим международным проектом работает дочернее предприятие ОАО «РЖД» - «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ).

Цель проекта, как уже не раз анонсировалось, - создание эффективного железнодорожного сообщения между странами ЕС, Россией, Китаем, Японией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это сообщение позволить снизить стоимость перевозок, сократить время на транспортировку грузов по сравнению с традиционными морскими маршрутами, привлечь потенциальных грузоотправителей и грузополучателей и обеспечить формирование всесторонних выгод (экономических, политических, социальных) для стран-участниц создания нового транспортного коридора, а также для других пользователей.