Вам письмо: алкоголь почтой избавит Россию от контрафакта

Ежегодный объем онлайн-рынка нелегального алкоголя составляет от 5 до 10 млрд рублей, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. 

Вам письмо: алкоголь почтой избавит Россию от контрафакта
© ФБА "Экономика сегодня"

«Почта России» протестирует дистанционную продажу алкоголя, пилотный проект запустят в июне текущего года, сообщает РБК.

Вино от «Почты России» скоро отправится по адресам

В 2020 году «Почта России» запустила собственный маркетплейс: рубрикатор охватывает множество товаров от бытовой техники до медицинских приборов и лекарств (препараты представлены пока единственной позицией). Заказы можно получать в отделениях оператора, а также с помощью курьерской доставки. 

Теперь у оператора появляется возможность включить в свой интернет-магазин алкоголь. Эксперимент по дистанционной продаже продукции российских виноделов могут запустить летом 2021 года. Если результаты окажутся вдохновляющими, то на создание законченной платформы до конца 2025 года потребуются инвестиции в размере около 5 млрд рублей.

Опыт мировых почтовых операторов, таких как DHL, доказывает, что доставка алкоголя почтой является безопасным и удобным выбором.

Выбор «Почты» в качестве площадки для виноторговли в российских реалиях является несколько экстравагантным, однако логичным.

У авторизованных пользователей оператора есть простая электронная подпись, которая и является подтверждением возраста заказчика, поскольку согласно действующему российскому законодательству, алкоголь можно покупать строго с 18 лет.

Забрать заказ можно будет в специальном постамате, либо его привезет курьер.

«Продажа вина с помощью «Почты России» является инициативой, но не более того, — объясняет Максим Черниговский. — Не понятно, как можно сегодня осуществлять онлайн-реализацию алкогольной продукции в Российской Федерации, поскольку на законодательном уровне это запрещено».

Эксперт констатировал, что в абсолютном большинстве стран Евросоюза и США разрешена онлайн-торговля спиртным, поскольку там принято соответствующее законодательство.

Глава Сбербанка России Герман Греф в прошлом году также призывал власти, в качестве одной из мер борьбы с пандемией, разрешить онлайн-торговлю алкоголем и безрецептурными лекарствами, ссылаясь на то, что финансовая организация готова предоставить онлайн-площадку для этого.

На каком этапе закон о продажах алкоголя онлайн в России

Алкоэксперимент с почтой все-таки можно связать с текущим состоянием законодательной базы. Официально интернет-торговлю алкоголем запретили в России в 2007 году. Однако в августе 2016 года этот вопрос снова вернулся в Госдуму, где переживал многочисленные перипетии. 

«Все, что связано с легализацией онлайн-продаж алкоголя в России, обсуждается уже много лет, — комментирует Черниговский. — Есть целый ряд ведомств, в том числе, Минздрав, которые выступают категорически против, объясняя свою позицию тем, что разрешение будет повышать степень алкоголизации общества.

Во многом подобные утверждения не обоснованы. Спонтанное решение о покупке алкоголя происходит непосредственно в магазине. Когда человек заказывает вино в интернете, ему нужно ждать доставку, что делает подход более взвешенным».

Онлайн продавать дешевую водку невыгодно — она так бы и осталась в розничных магазинах, уверен эксперт. Структура потребления в России характеризуется тем, что в пересчете на абсолютный алкоголь, 80% приходится на пиво и водку. При этом потребитель склонен выбирать более дешевый товар в этих двух категориях.

Таким образом, пиво и водку невыгодно продавать онлайн, слишком дорогой канал сбыта: нужно заплатить курьеру и так далее. Через онлайн реализовывалась бы дорогая продукция, субпремиального и премиального класса, резюмировал Черниговский.

С 1 января 2020 года должен был начаться первый этап легализации продаж алкоголя через интернет: лицензированным производителям, а также профильным операторам планировали разрешить продажу вин российского происхождения. 

Однако пандемия приостановила многие процессы, в том числе, связанные с доработкой законодательных проектов. Возможно, цель отправки посылок с вином с помощью «Почты России» заключается в отработке логистики и оценке объемов рынка перед окончательным принятием законопроекта.

Нелегальный рынок алкоголя есть, а закона к нему нет

После официального запрета 2007-го года, в России сложился огромный незаконный рынок продаж алкоголя через интернет. Всего существует около трех тысяч сайтов, предлагающих такой товар.

По данным Ассоциации предприятий онлайн-торговли (АПОТ), интернет-торговля алкогольной продукцией легализована во многих странах мира и составляет существенную долю в общем объеме продаж алкогольной продукции. Например, доля онлайн-продаж алкоголем в 2020 году составляла: во Франции — 9%; Великобритании — 6,3%; Китае — 6%; Японии — 4,5%; Австралии — 3,5%; Германии — 1,8%; США — 1,2%; Испании — 1,1%; Южной Африке — 1%; Италии — 0,7%.

Алкоголь в интернете также можно купить в Латвии, Литве, Чехии, Бельгии и других странах, отмечают в АПОТ.

«Что касается России, по мнению независимых экспертов, ежегодный объем онлайн-рынка нелегального алкоголя составляет от 5 до 10 млрд рублей», — подчеркнул Черниговский.

Контрафактная продукция очень часто представляющая собой угрозу для здоровья и жизни людей, реализуется в основном в городах-миллионниках, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге. Пандемия коронавируса подтолкнула развитие онлайн-продаж, в том числе, нелегального алкоголя.

Эксперт уверен, что запретительные искусственные меры на онлайн-продажу, касающиеся в том числе легального алкоголя, избыточны и способствуют расцвету контрафакта.

«Если в России разрешат продавать алкоголь онлайн, это простимулирует развитие всей дистанционной линейки, поскольку интерес появился бы у большего количества операторов», — считает Черниговский.

Эксперт сообщил, что сегодня более 70% легального алкоголя реализуется через крупные федеральные или региональные розничные сети.

«К примеру, в Санкт-Петербурге 91% всей продукции, не только спиртосодержащей, реализуется через сетевую розницу — что в этом случае делать производителям, которые по разным причинам не могут выставить свою продукцию на полках известных гипермаркетов? Для них остается вариант, связанный с онлайн-продажами. Это дешевый, популярный и демократичный во всех отношениях канал сбыта, что подтверждают многие сегменты потребительского рынка», — рассуждает эксперт.

Благодаря интернету, продолжает свою мысль Черниговский, многие производители не просто выживают, но и развивают свой бизнес. У легальных операторов алкогольного рынка в России сейчас такой возможности нет.