«Восток-Ойл» станет драйвером экономики России

По ряду крупных исследований мирового рынка нефти, спрос до 2040 года будет только расти, отметил директор «Восток Ойл» Владимир Чернов в интервью ТАСС на ПМЭФ. Люди больше будут ездить на автомобилях, самолеты летать не перестанут. Кроме того, нефтепродукты необходимы для развития легкой промышленности. Эксперты Международного энергетического агентства не исключают возникновения дефицита нефти на мировом рынке уже к 2024–2025 годам. После того как мир отойдет от локдаунов и глобального сокращения потребления энергоресурсов, должен произойти скачок отложенного спроса. На фоне текущего масштабного сворачивания инвестиционных программ это может подстегнуть цены на энергоресурсы. Именно в 2024 году «Восток Ойл» планирует начать первые промышленные поставки нефти. Получается, что проект будет работать как стабилизирующий элемент мирового энергетического рынка. Драйвером спроса, как ожидается, останутся Китай и другие азиатские страны. Уже сегодня, после снятия карантинных ограничений, эти покупатели проявляют активность на рынке – потребление сырьевых товаров в этих странах растет опережающими темпами. Поэтому с рынками сбыта нефти, добываемой в рамках проекта «Восток Ойл», проблем не будет, уверен Владимир Чернов. Уверенность в возможности реализации произведенного сырья также является гарантом окупаемости проекта в перспективе. «Восток Ойл» показывает экономическую эффективность при цене на нефть в районе $25–30 за баррель. И это притом, что сегодня огромный объем проектов по всему миру замораживается. Значит, эта нефть будет востребована», – добавляет Владимир Чернов. Экологичность на первом месте Следуя общему тренду на экологичность, флагманский проект «Роснефти» должен соответствовать всем международным требованиям в этой сфере. В компании действует программа по углеродному менеджменту, цель которой – сокращение эмиссии парниковых газов. Благодаря этой работе «Роснефть» занимает лидирующие позиции в международных ESG-рейтингах Refinitiv, Bloomberg, CHRB. «Роснефть» входит в число ведущих компаний в международных рейтингах CDP в категориях «климат» и «водные ресурсы», имеет высокую оценку в рейтинге FTSE Russell и рейтинге международной нефтегазовой отрасли индекса отраслевой классификации (ICB Supersector). «Наши партнеры, и действующие, и потенциальные, хорошо знакомы с результатами нашей работы в области ESG», – отмечает Владимир Чернов. При этом «Роснефть», реализуя свою программу по минимизации углеродного следа, стремится к тому, чтобы эти технологии были экономически эффективны. Так, в проекте «Восток Ойл» задействованы новые танкеры высокого ледового класса Arc7 (изготавливаются на судоверфи «Звезда»), у которых есть целых ряд преимуществ: они работают на сжиженном природном газе – экологически чистом топливе, которое производится из попутного нефтяного газа, что дает компании синергию по утилизации. Кроме того, танкер имеет высокий ледовый класс, что позволяет ему большую часть года двигаться без сопровождения ледокола. Благодаря этому «Роснефть» может сократить расходы и совокупный углеродный след, который, кроме танкера, оставляет и ледокол. Энергоснабжение «Восток Ойл» будет производиться электростанциями, работающими также на сжиженном природном газе. «Коэффициент полезного действия такой станции, точнее генератора, составляет в среднем от 30 до 45 по отрасли. Это средневзвешенный коэффициент для такого рода машин. Когда в генераторе сгорает газ, чтобы раскрутить турбину, выделяется большое количество тепла. Что мы сделали? Мы направили это тепло на технологию подготовки нефти», – рассказывает Владимир Чернов. В компании исключили дополнительное сжигание нефти и газа в печах подогрева и стали использовать газ, уже сгоревший в электрогенераторах. По словам Владимира Чернова, такая технология повышает общий КПД электростанции до 80–90 %. Эти технологии не уникальны, «Роснефть» перенесла их с Ванкора, где они успешно работают уже около десяти лет. Но у «Восток Ойла» есть и свои, абсолютно новые решения. «Это ветряки. По имеющимся статистическим данным, полуостров Таймыр является по сути одним из немногих районов нашей страны, где ветровые нагрузки большую часть года будут достаточны для применения ветрогенерации. Поэтому в этом году мы начинаем проведение на проекте ветровых исследований», – рассказывает Владимир Чернов. Работы продлятся в течение года. Источник новых решений В «Роснефти» на сегодняшний день собран мощнейший научный потенциал среди предприятий топливно-энергетического комплекса. Разработкой новых технологий, направленных на снижение затрат и повышение экологичности проекта «Восток Ойл», занимаются несколько десятков институтов, работающих над проблемой импортозамещения. Некоторые технологии, созданные корпоративным научным центром «Роснефти», уже получили международное признание. Это решения в области разработки месторождений, разного рода методов нефтеотдачи, технологии бурения, технологии гидроразрыва пласта, технологии строительства сложных многозабойных многоствольных скважин. Вместе с тем компания не планирует отказываться от зарубежного опыта. «В настоящее время мы проводим переговоры и подписываем соглашения с ведущими мировыми сервисными предприятиями о привлечении их технологий, но уже локализованных в России», – отмечает Владимир Чернов. «Восток Ойл» сегодня Подготовка к работе флагманского проекта «Роснефти» проходит согласно плану. Завершаются проектно-изыскательские работы по первоочередным объектам, оформление правоустанавливающих документов. «Уже оформлены земельные участки общей площадью больше 10,5 тыс. га. Также в завершающей стадии оформление участков площадью 6,5 тыс. га», – добавляет Владимир Чернов. С января проводится мобилизация подрядных организаций для строительства первоочередных объектов и объектов подготовки производства. Мобилизованы сотни единиц строительной и специальной техники для разработки карьеров, для отсыпки – грузоперевозящая самосвальная техника. Начаты работы по подготовке пунктов разгрузки с реки Енисей, базы хранения материально-технических ресурсов, вахтовых жилых городков. Разворачивается строительство трубопроводной системы – на Таймыр уже прибыли первые группы подрядных организаций для строительства порта. В целом на проект завезено уже порядка 200 тыс. тонн грузов. План по инвестициям «Восток Ойл» на сегодняшний день остается прежним – компания укладывается в намеченные ориентиры. На сегодняшний день разработаны подробные планы с графиками проведения строительно-монтажных работ. Завершена большая часть работ по проектированию. Ряд объектов уже прошли государственную экспертизу, как экологическую, так и Главгосэкспертизу. Сюрпризы от геологов Формирование ресурсной базы проекта «Восток Ойл» уже завершено, но геологические изыскания, которые проводятся постоянно, преподносят приятные сюрпризы. Так, в прошлом году было открыто два месторождения, одно из них уникальное – это Западно-Иркинское с объемом запасов более 500 млн тонн. «Формирование запасов – это такой творческий процесс, который не заканчивается никогда на самом деле. Наши геологи постоянно мониторят участки, рассматривают, доизучают все окрестности. На сегодняшний день в проект входит уже 52 лицензионных участка. Но расширение ресурсной базы активно продолжается. Ведутся масштабные геологоразведочные работы, 2D- и 3D-сейсмика, строительство поисково-разведочных скважин с применением самых современных технологий. Продолжается изучение перспективных участков», – комментирует Владимир Чернов. Помимо уникальных запасов нефти в рамках проекта «Восток Ойл», «Роснефть» анонсировала и значительные газовые запасы. Сейчас они проходят стадии техноэкономических оценок и обоснования. Новый Ванкор «Я много лет посвятил работе на Ванкорском проекте «Роснефти». Долгое время он был своеобразной визитной карточкой компании. Когда проект запускался, было очень много вызовов, технологических задач, которые мы смогли успешно решить. «Восток Ойл» – это продолжение, новая, более высокая планка», – говорит Владимир Чернов. «Восток Ойл» – не просто проект, который принесет компании и ее акционерам прибыль. Это сотни тысяч высококвалифицированных рабочих мест, комплексная инфраструктура, которая затрагивает буквально все сферы жизнедеятельности региона: развитие авиации, речного и морского транспорта, энергетики, связи. Оживут удаленные северные населенные пункты, появится транспортная доступность у людей, к ним придет высокоскоростной интернет. «Все запланированные инвестиции – это огромные заказы для российской промышленности. Это проект, который, без преувеличения, вдохнет в регион новую жизнь, даст колоссальный импульс развитию экономики страны – до 2 % повышения годового ВВП», – заключает Владимир Чернов. Фото: ПАО «НК «Роснефть»

«Восток-Ойл» станет драйвером экономики России
© РИА "ФедералПресс"