Глава ЦРПТ: маркировка позволит защитить интеллектуальные права владельцев брендов

О начале обязательной маркировки сыров и мороженого, нововведениях в области защиты брендов, экспериментах по маркировке в новых товарных группах, инициативах бизнеса и эффектах, которые дала система "Честный знак", в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), выступающего оператором национальной системы маркировки товаров, Михаил Дубин.

Глава ЦРПТ: маркировка позволит защитить интеллектуальные права владельцев брендов
© ТАСС

— Мой первый вопрос посвящен маркировке молочных продуктов. Как известно, 1 июня стартовала первая часть маркировки такой продукции. Ранее говорилось об определенных сложностях у производителей мороженого с входом в систему. Удалось ли их преодолеть и в целом производители подключились к системе?

— На текущий момент мы видим успешный старт маркировки сыров и мороженого. По сырам изначально у производителей готовность была около 100%, и встречались только единичные случаи, когда кто-то не успевал. С мороженым другая ситуация, некоторые производители жаловались на сложности с подготовкой. Но причина в первую очередь в позднем старте подготовки.

Соответственно, поэтому мы видим, что контракты на поставку оборудования для маркировки заключались 30 апреля или в середине мая. Но по объективным причинам привезти и поставить такое оборудование быстрее, чем за два с половиной месяца, сложно. То есть это означает, что уже заказы делались с пониманием опоздания. Почему так происходит? Я думаю, что помимо надежды на перенос сроков это связано с тем, что сформирован запас продукции на складах и в реальности вопросы, связанные с дефицитом, у производителей даже не стоят.

— Но все же определенные послабления были сделаны. Например, фермеры могут продавать в сетях продукцию. Потом, насколько я помню, можно реализовывать продукцию до окончания срока годности без маркировки. Планируются ли еще какие-то послабления?

— Действительно, фермерам разрешили до 1 декабря 2022 года реализовывать продукцию в сетях без маркировки. Со своей стороны ЦРПТ выделил для 200 крупнейших молочных производителей персональных менеджеров, которые внимательнейшим образом отслеживают любые возникающие вопросы.

— Скажите, пожалуйста, планируются ли еще какие-то нововведения в области маркировки в ближайшее время?

— ЦРПТ в постоянном режиме собирает обратную связь с рынка, и видим спрос по таким отраслям, как обувь, легкая промышленность, на внедрение функционала по защите интеллектуальных прав брендодержателей. Правообладатели крупнейших брендов по множеству причин заинтересованы во введении такой возможности, которая обеспечит защиту от параллельного импорта и поможет контролировать дистрибуцию. Из этого запроса и в результате сотрудничества с Роспатентом и Минпромторгом вырос проект, который предполагает интеграцию системы "Честный знак" и системы Роспатента для отслеживания использования товарных знаков. Таким образом, в карточке товара при поступлении в систему маркировки указывается в том числе товарный знак. Мы провели определенные пилотные испытания этой опции и рассчитываем на то, что это будет законодательно закреплено. В данный момент ожидаются официальные отзывы Минпромторга и Роспатента на нашу инициативу.

— Это интересное предложение. Расскажите, пожалуйста, про эксперимент маркировки пива. Кто-то из крупных участников уже присоединился или изъявил желание присоединиться?

— Эксперимент по маркировке пива проводится в России до конца августа 2022 года, и на данный момент в нем участвует уже более 100 компаний. В целом активность по вхождению в эксперимент достаточно высокая. Мы рассчитываем на то, что в скором будущем будет утвержден такой документ, как методические рекомендации по проведению эксперимента, и там будет как раз описана интеграция системы маркировки с системой ЕГАИС, после которой, я думаю, активность участников отрасли повысится еще больше.

— Когда начнется обязательная маркировка бутилированной питьевой воды?

— Постановление правительства России по маркировке воды опубликовано как раз на этой неделе. Согласно ему с 1 сентября начинается регистрация производителей в системе, соответственно, все участники могут подключиться и в таком опытном промышленном режиме работать, чтобы настраивать свои системы.

Мы оцениваем готовность производителей как высокую, работаем с крупнейшими компаниями и надеемся, что с 1 декабря мы заработаем в полном объеме.

— Как проходит эксперимент по маркировке БАДов?

— С БАДами у нас идет эксперимент тоже до конца августа следующего года. Там радует активность индустрии. Мы на ПМЭФ подписали два соглашения: с Союзом производителей БАД и с компанией iHerb как крупнейшей площадкой по реализации этой продукции. Мы понимаем, что есть объективная заинтересованность индустрии, поэтому мне кажется, что эксперимент носит действительно конструктивный характер, и я надеюсь, что запуск обязательной маркировки, когда будет принято соответствующее решение, произойдет очень плавно.

— Как вы в целом оцениваете результаты маркировки? В частности, интересно, насколько снизилась доля контрафакта в тех отраслях, где была введена маркировка?

— Мы публично подписали соглашение о государственно-частном партнерстве по маркировке на ПМЭФ два года назад. Уже запустили обязательную маркировку в 12 товарных группах. Доля товаров, которые маркируются или по которым проводится эксперимент по маркировке, в несырьевой части ВВП России составляет уже 12%. При этом мы понимаем, что мы не ограничиваемся Россией. Мы рады, что все страны ЕАЭС присоединились к идеологии маркировки.

Что касается эффектов, они видны. По табаку, например, мы наблюдаем прирост собранных акцизов, который оказался выше, чем темп индексации, которую правительство устанавливает. Эта дельта исчисляется десятками миллиардов рублей. Мы также наблюдаем снижение доли нелегального рынка табака с 15% до 7–10%. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и на рынке обуви.

Если говорить о конкретных цифрах, то благодаря маркировке удалось оценить реальный размер рынка легкой промышленности по тем товарам, которые подпадают под цифровую маркировку. По данным аналитиков, на старте маркировки он оценивался в 247 млн единиц продукции в год. За первые пять месяцев мы видим: в России введено в оборот почти 1 млрд единиц продукции. То есть реальный рынок за год оказался в десять раз больше предполагаемого.

Увидеть объем рынка удалось и в обувной промышленности. Он оценивался примерно в 300 млн пар в год. За десять месяцев действия маркировки в этой категории в обороте находится 1,3 млрд пар. Реальный размер рынка оказался более чем в пять раз больше, чем предполагали эксперты.

— В каких еще категориях планируется проводить эксперименты по маркировке?

— На днях Минпромторг внес на рассмотрение постановление по проведению маркировки медицинских изделий. Если документ будет одобрен, то с 1 августа 2021 года по конец февраля 2023 года в России пройдет эксперимент по маркировке отдельных видов медизделий, в том числе коронарных стентов, слуховых аппаратов, ортопедической обуви и абсорбирующих изделий.

Стоит сказать, что зачастую сам бизнес выступает инициатором проведения экспериментов. Например, крупнейшие табачные компании обратились в Минпромторг с просьбой включить в проект маркировки никотиносодержащие жидкости. Аналогичное предложение поступило и в ЦРПТ от Союза предприятий индустрии немедицинской ингаляции. Минпромторг запросил позицию ЦРПТ, мы ее готовим в настоящий момент, но предварительно могу сказать, что наш ответ в министерство будет положительным. Просьбы от бизнеса, который уже маркирует часть продукции, расширить номенклатуру демонстрируют эффективность маркировки.