Российские железнодорожные операторы выступают за баланс ответственности в контрактах ship-or-pay

Ранее Минтранс России доработал законопроект о долгосрочных контрактах, заключаемых по принципу ship-or-pay между РЖД и грузоотправителями, сохранив условия предоплаты.

«Проблема рассматриваемого законопроекта заключается в отсутствии у основных участников дискуссии единого целеполагания. Это объясняет множество возникающих редакций с диаметрально противоположными подходами. В целом попытка разрешить в практической плоскости дефицит пропускных и провозных мощностей через узаконивание права продажи доступа к перевозке обречена на провал, — отметил Ромашов. — В процессе доработок проект собрал массу спорных моментов. Так, например, декларируемая на словах симметричная ответственность сторон в последней версии законопроекта отсутствует и заменяется обязанностью грузоотправителя вносить абонентскую плату перевозчику практически всегда».

Глава СОЖТ напомнил, что непредъявление груза может происходить и по вине перевозчика. Доказать это проблематично: грузоотправитель не имеет доступа к соответствующей информации, она хранится в информационных системах перевозчика, а не у какого-нибудь независимого регулятора.

«Если не „для галочки“ подходить к вопросу, то следует признать, что для обеспечения загрузки вновь создаваемой инфраструктуры существующей нормативной базы более чем достаточно, и такие контракты успешно работают на сети многие годы», — пояснил Ромашов.

Другое дело, продолжил он, что сегодня есть попытки заложить в конструкцию «вези или плати» несимметричные условия оплаты перевозки и внедрить приоритет таких перевозок.

«Зеркальная конструкция штрафов с обеих сторон выглядит намного более справедливой, чем обязанность по безусловной предоплате», — подчеркнул Ромашов.

Позиция РЖД

Как прокомментировали ТАСС в пресс-службе РЖД, применение механизмов ship-or-pay существенно снижает риски необеспечения будущими доходами капитальных вложений в развитие инфраструктуры.

«Неся ответственность за своевременную реализацию проекта и вывоз грузов, справедливо было бы заручиться гарантиями дальнейшей загрузки вновь введенных мощностей — как со стороны грузовладельцев — о предъявлении заявленных объемов грузов, так и со стороны грузополучателей — например, стивидоров — в части подтверждения возможности грузопереработки в портах», — отметили в компании.

Совладелец «Новатэка», «Сибура», «Трансойла» и «Колмара» Геннадий Тимченко в интервью изданию «Коммерсант» ранее заявил, что многие владельцы грузов в результате повсеместного введения контрактов ship-or-pay не смогут перевезти свой груз. Крупные компании при этом получат очевидное преимущество.