Картель вышел боком участнику госзаказа на ремонт татарстанской инфекционки и лабораторий вуза
Стройфирме, "подсевшей" в пандемию, нечем заплатить почти миллионный штраф за поддержание цены на торгах
Вдвое снизили размер штрафных санкций за участие в сговоре на торгах московско-казанскому ООО "Сервис-Строй" татарстанские антимонопольщики. Причина — его тяжелое материальное положение. Точно также поступил и арбитраж, в котором стройфирма обжаловала размер уже секвестированного наказания. Но и без того признанной в нарушении компании нечем заплатить почти что миллионный оборотный штраф. Пандемия принесла одни убытки: заказчики едва ли не поголовно перестали платить за работу, ее объемы снизились, а сотрудники массово болели. Как результат, на расчетных счетах нет денег. Между тем участников сговоров в сфере госзаказа антимонопольщики ловят едва ли не пачками, а их последователей меньше не становится.
Снизить с 1,2 млн рублей до 100 тысяч
ООО "Сервис-Строй" пытается в судебном порядке добиться снижения для себя штрафных санкций. 13 октября прошлого года Управление федеральной антимонопольной службы по Татарстану признало эту стройфирму виновной в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ ("Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения"). В качестве наказания ей тогда был назначен оборотый штраф — 1 195 222 рубля с копейками.
Как известно, Административный кодекс в таких случаях предусматривает для юрлиц денежное наказание в размере от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов. При этом санкции не должны превышать четверть совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и в то же время не могут составить меньше 100 тыс. рублей. Судя по всему, "Сервис-Строй" оценил ранее назначенный ему штраф как неподъемный для себя и пошел в суд. А именно: он просил снять с него лишь "минималку" — 100 тысяч.
13 октября прошлого года Управление федеральной антимонопольной службы по Татарстану признало эту стройфирму виновной в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ. Фото: Роман Хасаев
"Держали" цену на четырех аукционах
Суд при рассмотрении дела отметил, что правонарушение, на котором "поймали" "Сервис-Строй", малозначительным никак не назовешь. УФАС по РТ 13 декабря 2019 года возбудило против этой компании и ООО "Версус" дело по признакам нарушения федерального закона "О защите конкуренции": их подозревали в том, что они заключили между собой картельное соглашение, направленное на снижение цены на торгах.
В поле зрения антимонопольщиков тогда попали четыре электронных аукциона, информация о которых была размещена на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru. Во всех случаях речь шла о ремонте в Казани: лабораторий в учебном здании №2, а также лаборатории защиты растений и семеноводства на улице Ферма-2, д. 53, помещений в учебном здании ФГБОУ ВО Казанского ГАУ №1 на улице К. Маркса, д. 65. Заказчиком трех из четырех закупок был Казанский государственный аграрный университет, а четвертым — Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова.
В упомянутых торгах участвовал как "Версус", так и "Сервис-Строй". Аукционы состоялись в 2018—2019 годах. При их общей начальной максимальной цене в 7 968 148,74 рубля контракты были подписаны на 7 917 538 рублей. В том числе в двух тендерах стоимостью свыше 5 785 104 рубля победителем стало ООО "Версус", еще пару контрактов на сумму и того меньше, 2 132 434 рубля, подписало ООО "Сервис-Строй".
Как позже отметили в УФАС, подав в ходе аукционов по одному ценовому предложению, они отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы. В результате начальная цена во всех этих случаях снижалась не более чем на 1 процент. Тогда как в аукционах с более широким представительством эти же игроки строительно-ремонтного рынка вели себя по-другому: сбивали цену заказа более чем на 30 процентов.
Заказчиком трех из четырех закупок был Казанский государственный аграрный университет. Фото: Дмитрий Кояш / domofoto.ru / CC-BY-NC-ND
Начав разбираться в этом деле, антимонопольщики установили, что "Версус" и "Сервис-Строй" при подаче заявок на торги пользовались единой инфраструктурой для выхода в интернет. Их заявки и последующие ценовые предложения были поданы с одного и того же IP-адреса, из офиса в Казани, который не совпадает с их юридическим местонахождением.
Более того, в этих заявках совпадали имена учетной записи, создавшей файл и изменившей ее. Да и email при аккредитации на ЭТП они использовали одинаковый. Упомянутые аукционы проходили в разные дни, у них была разная начальная цена. Но у "заговорщиков" всегда была одна и та же модель поведения. Компании между собой фактически не конкурировали. УФАС пришло к выводу, что они стали участниками картеля и намеренно поддерживали высокие для исполнителей цены на торгах.
ООО "Сервис-Строй" изначально вообще-то имело московскую "прописку" — располагалось в Зеленограде. Руководителем и бенефициаром был назван Руслан Мусаев. Но ФНС признала сведения о компании в ЕГРЮЛ недостоверными. В частности, по ее информации, компания отсутствует по юридическому адресу.
В конце 2019 года "Сервис-Строй" показал изменения адреса своего местонахождения: им значился уже офис на ул. Пушкина в Казани. Но в конце 2020 года и он сменился на офис на улице Лево-Булачной. Тогда же поменялся и директор: им стала Ирина Феоктистова. К слову, согласно СПАРК-Интерфакс, с 31 мая этого года в том же самом офисе находится и ране упомянутое ООО "Версус". И руководит им все та же Феоктистова. При этом бенефициары у обществ названы разные.
"Сервис-Строй" просил снизить размер штрафа, ссылаясь на то, что сговор организовал не он и всячески содействовал УФАС при проведении проверки. Фото: smolenskcci.ru
Одно смягчающее обстоятельство
"Сервис-Строй" просил снизить размер штрафа, ссылаясь на смягчающие обстоятельства, которые антимонопольная служба не учла. Как то, что правонарушение он совершил впервые, раскаялся и полностью признал вину. Сговор организовал не он и всячески содействовал УФАС при проведении проверки, предоставил все запрошенные документы. Одним словом, "Сервис-Строй" надеялся, что может рассчитывать на некоторые послабления.
К слову, свою вину он признал еще на стадии рассмотрения дела, согласился с принятым УФАС решением. И постановление антимонопольной службы по существу "Сервис-Строй" не оспаривал: боролся только за снижение суммы наказания. Компания отмечала, что пандемия нанесла непоправимый ущерб ее хозяйственной деятельности. К этому привели неплатежи со стороны заказчиков, снижение объемов работ и массовая болезнь сотрудников. Как следствие, на расчетных счетах нет денег на оплату штрафа.
И действительно, согласно справочной системе СПАРК-Интерфакс, в 2020 году "Сервис-Строй" выручил всего 3,5 млн рублей. Указано, что госконтракты составляют в его выручке значительную долю. При этом его чистая прибыль составила 787 тысяч. Антимонопольная служба в ответ заявила, что содействие при проведении проверки — прямая обязанность любой компании, особых заслуг в этом нет. Но суд с ней не согласился. По его мнению, такое содействие было все же вызвано добросовестным поведением "Сервис-Строя". И это смягчающее обстоятельство.
За участие в сговоре придется выложить почти миллион рублей. Таков вердикт окружного суда. Фото: Ирина Плотникова
Ниже низшего предела
Антимонопольная служба насчитала "Сервис-Строю" 1 195 221 рубль штрафа. В расчет была взята его выручка за 2018 год (125 383 000 рублей) и этот же показатель на рынке — 7 968 148,74 рубля. При этом в связи с тяжелым имущественным положением компании УФАС посчитало возможным снизить величину санкций вдвое. Изначальный оборотный штраф вообще-то составлял 1 992 037 рублей с копейками. КоАП это предполагает: штраф, налагаемый на юрлицо, может быть уменьшен на одну восьмую разности его максимального значения за это правонарушение и минимального. Точно также поступил и суд. С учетом смягчающего обстоятельства он назначил компании материальное наказанием в 996 018,59 рубля. Оснований для того, чтобы снизить эту сумму до символических 100 тыс. рублей, он не нашел. Как отмечается в решении, санкции в этом случае и так были снижены ниже низшего предела.
Одним словом, за участие в сговоре придется выложить почти миллион рублей. Таков вердикт окружного суда — уже третьей по счету судебной инстанции, которую прошел "Сервис-Строй". Узнать мнение самой компании по поводу исхода спора и перспектив дальнейшей тяжбы не удалось. По прежнему телефону, указанному в СПАРК-Интерфакс, корреспонденту "Реального времени" подтвердили, что это компания "Сервис-Строй", у которой директор Мусаев.
Но от заявления в арбитраж по поводу штрафа там поспешили откреститься. "Не подавали. Мы в разбирательстве не участвовали. Это вообще, может быть, действовали не мы", — сообщил женский голос на том конце провода. По телефону же, указанному как контакт ООО "Версус", на просьбу пригласить Ирину Феоктистову, ответили: "Вы ошиблись номером".
В конце 2018 года "Каздорстрой" за устный картельный сговор получил внушительный штраф на 52 млн рублей. Фото: Олег Тихонов
И 50 млн не потолок
Строительные компании нашей республики выявлением такого рода сговоров при розыгрыше госзаказа не удивишь. И штрафы по ним зачастую выносятся рекордные. Как рассказывало "Реальное время", в конце 2018 года "Каздорстрой" за устный картельный сговор получил внушительный штраф на 52 млн рублей, а еще две участвовавшие в этом соглашении компании из Набережных Челнов — ООО "РБР-групп" и ООО "РБР 16" — были материально наказаны на 18 млн рублей. Общий размер штрафных санкций составил 70 млн рублей.
Этот крупный игрок тогда выиграл в автограде госконтракт на ремонт дорожно-уличной сети стоимостью 345 млн рублей. Бюджет Татарстана в результате потратил на 1,8 млн рублей больше, чем мог бы. В прошлом году схожая ситуация возникла с другими участниками рынка дорожного строительства республики. Тогда в картельном сговоре заподозрили трех татарстанских подрядчиков "Агарум", "Инвестстройпроект" и "Экостройинжиниринг".
Все три аффилированные, по мнению антимонопольщиков, компании участвовали в одних и тех же торгах по ремонту федеральных трасс на общую сумму 275 млн рублей. В УФАС по РТ отметили единую стилистику заявок, один IP-адрес, с которого подавались ценовые предложения, и даже одну электронную почту. За три года упомянутые компании набрали портфель госзаказов на 2 млрд рублей и нарастили выручку в десятки раз.
По словам Цариковского, для картельных соглашений сфера строительства с ее обычно большими объемами и дорогими проектами -- просто "идеальная история". Фото fas.gov.ru
Всегда подозрительно минимальное снижение цены
В начале этого года замглавы ФАС Андрей Цариковский в интервью "Российской газете" `тмечал, что за последние три года недобросовестные строители получили из бюджета 85 млрд рублей. Без их махинаций на те же деньги можно было бы построить гораздо больше дорог, школ и детсадов. Строительство называют отраслью-лидером по количеству картелей. По словам Цариковского, для таких соглашений эта сфера с ее обычно большими объемами и дорогими проектами — просто "идеальная история".
ФАС, как выяснилось, оценивает торги по более чем 40 маркерам. "Всегда подозрительным является минимальное снижение цены. Или "карусель" на лотах: когда 8 участников и 8 торгов, на первых выиграл первый участник, на вторых — второй, на третьих — третий... Или, например, мы видим, что выигравший участник берет на субподряд проигравшего, который особо и не сопротивлялся на торгах. Значит, между ними может быть предварительная договоренность", — рассказывал заместитель руководителя ФАС, покинувший пост в июне этого года.