«Могли закрывать глаза»: СМИ подозревают УФАС Петербурга в сговоре с бизнесом

Петербургская экономика признана одной из самых картелизированных в России. Сильнее всего страдают отрасли питания, медицины и дорожного обслуживания. Каждый год городской бюджет теряет из-за сговоров миллиарды рублей, а петербургское Управление ФАС никак не может взять под контроль систему контрактов и рынки. СМИ указывают, что это может быть связано с незначительностью наказаний для нарушителей, также некомпетентностью сотрудников и возможными договоренностями отдельных сотрудников с предпринимателями. Статистика ФАС гласит, что каждый год картели наносят российской экономике вред в размере 2% ВВП. Примерно 80% сговоров обнаруживается в ходе анализа торгов на закупку товаров, услуг и работ для государственных нужд. Если на торгах присутствует реальная конкуренция, то начальная максимальная цена контракта снижается на 20-40%, при ее отсутствии – на 0,5%. Это наносит удар по бюджету. Санкт-Петербург следует российским тенденциям. В 2019 году в городе на Неве было выявлено 20 картелей. Бывший глава петербургского управления ФАС Вадим Владимиров назвал это «заражением экономики», чреватым миллиардными потерями. В 2021 году ситуация не изменилась. Как отмечают эксперты, причинами такой «стабильности» являются долгое рассмотрение дел в ФАС и фактическая безнаказанность нарушителей. Так, весной 2020 года из-за эпидемии коронавируса в Северной столице резко подскочил спрос на медицинские маски – цена за одну штуку доходила до 50 рублей. В отношении производителей было возбуждено дело, но до суда его так и не довели, а УФАС не стала штрафовать нарушителя за промедление. В 2019 году антимонопольщики выявили так называемый «снежный картель». Дорожные компании (ОАО «Коломяжское», СПб ГУДП «Центр», СПб ГУДП «Путь» и другие) при участии комитета по благоустройству Петербурга с 2016 по 2019 год заключили 39 контрактов, оцениваемых в 24,9 миллиарда рублей. Дело затянулось до 2021 года, при этом некоторым компаниям удалось избежать многомиллионных штрафов. В декабре прошлого года УФАС выявила картель между комбинатами «Фирма Флоридан» и «Артис-Детское питание». Интересно, что первая компания уже третий раз становится фигурантом в делах о картельном сговоре. «Флоридан» привлекалась к ответственности, но оставалась на рынке, выплатив несущественные штрафы. Незначительность наказаний, выданных петербургским УФАС, доказывает и случай с выявлением крупного «медкартеля» в 2019 году, в который входили 13 компаний. Общая сумма полученных ими незаконным путем госконтрактов составила 849 миллионов рублей, но участников сговора оштрафовали лишь на 19,9 миллионов рублей. Само руководство УФАС отметило, что за 2019 год из-за картелей бюджет понес многомиллиардные убытки, а суммарное количество штрафов составило всего 59 миллионов рублей. Стоит отметить, что по статье 14.32 КоАП РФ участники картеля должны нести ответственность в размере от 10 до 50% от начальной минимальной цены контракта. Получается, что штрафы должны были быть многократно выше. Однако, выписывать их не спешат, в следствие чего незаконные объединения продолжают участвовать в торгах и дальше. Это указывает на низкую эффективность работы петербургского УФАС. Также необходимо обратить внимание на избирательность в выборе санкций в отношении нарушителей. При идентичных случаях одни компании могут наказать, а другие – нет. Об этом писал портал «Бездуховности». В свое время антимонопольщики рассматривали жалобу ООО «Энком» по закупке на ремонтные работы № 0372100001020000050 ФГБУЗ «Санкт-Петербургская клиническая больница Российской академии наук». Компания указала, что требования первой части заявки незаконны – например, туда включены товары, которые невозможно ни доставить, ни поставить на баланс. УФАС не признала жалобу обоснованной. Журналисты отметили, что антимонопольщики попросту «закрыли глаза» на грубое нарушение. Однако, при рассмотрении аналогичной жалобы ООО «Дестрой» к школе №625 мимо обозначенных нарушений УФАС не прошел и выдал предписание об их устранении. Редакция «Бездуховностей» усмотрела в этой ситуации неформальную мотивацию антимонопольщиков со стороны участников конкурса. Другими словами, петербургское Управление ФАС можно заподозрить в сговоре с предпринимателями. В качестве доказательства этой теории «Бездуховности» привели еще один пример, когда в прошлом мае ФАС заподозрила картель с участием поставщиков питания в детские сады и администрацией Кировского района. Источник редакции объяснил интерес антимонопольщиков к администрации Кировского района конфликтом между ее главой Сергеем Ивановым со спикером петербургского парламента Вячеславом Макаровым. Якобы, так парламентарий проучил чиновника за усиление его позиций в подведомственном районе в преддверии выборов 2021 года. Еще одна проблема надзорного ведомства – квалификация сотрудников. На это косвенно указывает судебная практика. По данным «Kad.arbitr», с 1 января прошлого года по сегодняшний день арбитражный суд зарегистрировал более 1100 жалоб, ответчиком по которым выступал петербургский УФАС. По многим из них решение ведомства были признаны незаконными. Судьи указывали на неверную оценку обстоятельств и ошибки. Таким образом, сотрудники ведомства не всегда могут разобраться в сложных ситуациях, что приводит к пропуску «картельных схем» и к неправомерным решениям. Такая судебная практика привлекала внимание портала Live24, который привел дополнительные конкретные примеры некомпетентности сотрудников петербургского Управления ФАС. Так, больница имени И.И. Скворцова-Степанова в деле №А56-9836/2021 оспорила в Арбитражном суде назначенный УФАС штраф за якобы отсутствие в конкурсной документации цен на конкретные услуги. Оказалось, что в документации была вся необходимая информация, однако антимонопольщики ее не увидели. В прошлом августе петербургский комитет по государственному заказу разместил на портале госзакупок тендер на организацию питания в детских садах №9, 11 и 36. УФАС обратило внимание на данную закупку. Сотрудники ведомства провели внеплановую проверку и пришли к выводу, что комитет нарушил требование об обеспечении закупки банковской гарантией. Комитет оспорил решение ФАС в суде и оказалось, что ведомство допустило ошибку в понимании требований к банковской гарантии. Так же закончился спор УФАС с ППК «Единый заказчик в сфере строительства». Суд указал, что антимонопольщики недостаточно изучили конкурсную документацию. Решение антимонопольной службы было отменено. Отметим, что до минувшего января Управлением ФАС по Санкт-Петербургу руководил Вадим Владимиров. Согласно сообщениям прессы, получить должность ему помог бывший глава ФАС Игорь Артемьев, который стоял во главе ведомства 16 лет. Вероятно, данное обстоятельство могло помочь Владимирову заместить на посту руководителя своих предшественников – Олега Коломийченко и Александра Беляева. Судя по всему, руководство УФАС Петербурга не особо беспокоилось о своем будущем и допустило ситуацию, когда высокопоставленные чиновники и богатые предприниматели могли решать свои проблемы, а бизнес спокойно организовывал картели, понимая, что УФАС в случае крайней необходимости «закроет глаза» на наличие сговора. В ноябре 2020 года правительство РФ постановило отстранить от должности Артемьева. Через два месяца из петербургского УФАС ушел Владимиров. В июне 2021 года из главного управления УФАС уволили Андрея Тенишева, возглавлявшего по борьбе с картелями. СМИ предположили, что его уход связан с чисткой ФАС. Тенешева связывали с работой петербургского УФАС и тяжелой ситуацией с картелями в сфере питания.