Новые инструменты стимулирования капиталовложений

СЗПК и инвестиционные проекты

Новые инструменты стимулирования капиталовложений
© Финансовая газета

Первым таким нововведением стал Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Его цель – привлечение инвестиций в российскую экономику через заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Они будут заключаться для реализации инвестиционных проектов.

«Инвестиционный проект – ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, направленный на создание (строительство) и последующую эксплуатацию новых либо на реконструкцию и (или) модернизацию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества (в том числе на реконструкцию и (или) модернизацию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества на основании концессионного соглашения или договора аренды) и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) на создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду» (п. 3 ч. 1 ст. 2 закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ).

В рамках СЗПК организация сможет осуществлять не только новое строительство, но также модернизацию и реконструкцию уже существующих объектов недвижимого имущества. В пункте 6 ч. 1 ст. 2 закона сказано: для того чтобы проект попадал в льготный режим, в его отношении должно выполняться одно из следующих условий:

организация, реализующая проект, приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до 01.04.2020, но не ранее 07.05.2018 и подала заявление о реализации такого проекта в соответствии со ст. 7 «Частная проектная инициатива» не позднее 31.12.2021; организация, реализующая проект, приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после 01.04.2020 и подала заявление о реализации такого проекта в соответствии со ст. 7 «Частная проектная инициатива» не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 закона, проектная компания – специально созданная для реализации инвестиционного проекта организация, соответствующая совокупности следующих требований:

в уставе организации указано, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта; не менее 90% всей выручки организации составляет выручка, полученная от реализации инвестиционного проекта.

Законодатель побеспокоился о том, чтобы избежать злоупотреблений. Так, проектная компания не вправе вести деятельность, не связанную с инвестиционным проектом (ч. 6 ст. 9 закона).

Кто может заключать СЗПК

Из части 1 ст. 6 закона получается, что СЗПК не могут заключаться в целях реализации проектов:

строительства (модернизации, реконструкции) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов; в сферах оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, деятельности финансовых организаций, поднадзорных ЦБ РФ.

Из него также следует, что заключить СЗПК вправе как действующее юридическое лицо, так и организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом закон не содержит какого-либо закрытого перечня сфер экономики, в которых может реализовываться проект в рамках СЗПК. Новый инвестиционный проект может быть реализован практически в любых отраслях экономики.

Что считается капиталовложениями

Капиталовложениями (в рамках этого закона) будут считаться вложенные организацией в инвестиционный проект денежные средства. Если стороной СЗПК является проектная компания, то капиталовложениями признаются денежные средства, предоставленные ей инвестором (инвесторами) в качестве взносов в уставный (складочный) капитал и (или) вкладов в имущество компании.

При этом не учитываются:

заемные денежные средства; денежные средства, полученные из бюджета РФ; денежные средства, полученные от организации с публичным участием, подлежащие казначейскому сопровождению.

Законом было предусмотрено создание ГИС «Капиталовложения», которая вступила в действие с 02.04.2021.

Защита от изменения налогов

Законом была дополнена ст. 5 НК РФ. В пункте 4.3 ст. 5 НК РФ закреплено правило о том, что положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр сведений о заключении с налогоплательщиком (плательщиком сборов) СЗПК (далее – последующие акты законодательства о налогах и сборах), не применяются в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов) в части правоотношений, связанных с исполнением такого соглашения. В отношении деятельности в рамках СЗПК организации гарантирована защита от изменения налоговых правил.

Исключением будут являться случаи введения новых налогов в связи с отменой прежних обязательных платежей со сходным объектом налогообложения. От их уплаты организация освобождаться не будет.

Если СЗПК заключено с субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

Если СЗПК заключено с Российской Федерацией и субъектом РФ, гарантируется защита от:

изменения вышеуказанных правил по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и по налогу на прибыль организаций; изменения сроков уплаты и (или) порядка возмещения НДС; введения новых налогов и (или) сборов.

Если СЗПК заключено с субъектом РФ и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения вышеуказанных правил по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, а также в части изменения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по земельному налогу.

При заключении СЗПК с Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части всех названных налогов.

Для того чтобы претендовать на защиту от изменения налоговых правил, организация должна вести раздельный учет:

объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении СЗПК, и при осуществлении иной хозяйственной деятельности; доходов (расходов), полученных (понесенных) при исполнении соглашений и при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Закон гарантирует для организации, которая является стороной СЗПК, сохранение стабильных налоговых условий в течение всего периода действия этого соглашения при наличии о нем сведений в реестре СЗПК. Реестр ведет Федеральное казначейство.

Налоговые вычеты

Вторым важным моментом для стимулирования капиталовложений является проект Федерального закона № 1184603-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Этим законопроектом, внесенным 1 июля правительством в Госдуму, НК РФ дополняется новой главой «Особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений» (СЗПК).

Согласно данной главе статус налогоплательщика – участника СЗПК организация приобретает со дня включения сведений о заключении соглашения в соответствующий реестр. Организация, получившая такой статус, в случаях, предусмотренных положениями соответствующих глав части второй НК РФ, вправе уменьшать подлежащие уплате в бюджет суммы налогов (суммы авансовых платежей по налогам), исчисленные согласно положениям этих глав, на отдельные виды расходов, осуществленные в рамках соглашения (налоговый вычет для СЗПК). Таким образом, государство намерено поощрять модернизацию крупных налогоплательщиков.

Налоговые вычеты могут быть применены в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. В результате применения данных налоговых вычетов исчисленные налоги могут быть снижены до нуля. Законопроектом также предусмотрена необходимость обеспечить ведение раздельного учета. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

Закон не содержит закрытого перечня сфер экономики, в которых может реализовываться проект в рамках СЗПК.

В результате применения налоговых вычетов для СЗПК некоторые исчисленные налоги могут быть снижены до нуля.