В планах развития российской авиапромышленности не оказалось места Ил-96 и китайско-российскому CR929

 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обнародовало новый план по выделению в 2021-2030 годах эквивалента 25 миллиардов долларов на производство в стране 735 пассажирских самолетов для местных и иностранных эксплуатантов. В рамках новой редакции национальной стратегии социально-экономического развития документ предусматривает создание конкурентоспособных на международном рынке продуктов местной авиационной промышленности.

В планах развития российской авиапромышленности не оказалось места Ил-96 и китайско-российскому CR929
© AirCargoNews.ru

В федеральном бюджете предусмотрено 244 миллиарда рублей (3,29 миллиарда долларов), из которых около 80 миллиардов рублей уже выделено в рамках различных государственных программ, а оставшаяся часть, как ожидается, будет потрачена с 2025 года. Еще 1,59 миллиарда рублей должны поступить от национального благосостояния. Однако этот план должен быть одобрен Кремлем.

В отличие от прежних планов, в документе не упоминается Ил-96 и мало говорится о китайско-российском CR929. По всей вероятности эти программы подлежат закрытию. Большое внимание было уделено реактивным самолетам МС-21 и SSJ100, а также турбовинтовому Ил-114, выпускаемым по лицензии L-410 и новому LMS-901 Байкал.

Новый план позволит местным банкам и их лизинговым компаниям собрать средства для приобретения 735 самолетов для последующей сдачи в аренду авиакомпаниям и увеличить производство в российской гражданской авиации до 80-90 проц. от номинальной мощности.Также предполагается направить большую часть средств (1 трлн руб.) на производство МС-21 и Ил-114 с 2025 по 2030 год. Согласно планам, с конца 2022 года "Иркут" будет производить 36 МС-21 в год. Это означает, что к 2028 году он поставит 120 самолетов этого типа, а затем после ввода в действие второй линии окончательной сборки увеличит темпы производства до 72 самолетов в год. Россияне предполагают, что МС-21 получит сертификат типа EASA в декабре 2023 года.

"Иркут" надеется продавать МС-21 по всему миру, но западные аналитики говорят, что его конкурентоспособность под большим сомнением из-за недавнего решения Белого дома, которое недавно запретило России продавать газотурбинные двигатели Pratt & Whitney PW1400G, авионику, углеродное волокно и другие материалы, необходимые для производства конструкции. Холодные отношения между Москвой и Вашингтоном могут ограничить рынок МС-21 такими странами, как Беларусь, Куба, Венесуэла или Сирия. Российские производители смотрят с большой надеждой на иранский рынок, но он оказывается слишком требовательным. Иран скорее пойдет на ограничения свой ядерной программы, чем начнет покупать продукцию российских предприятий.

Интересно, что столь огромные средства выделяются под довольно сомнительные проекты. SSJ-100 пользуется дурной славой, МС-21 находится в стадии доводки и твердых заказов на него нет. Ил-114 с российскими двигателями вряд ли будет пользоваться спросом даже на местном рынке.

Андрей Бочкарев