Поспешные решения - приговор общепиту

За три недели, что работал общепит по новым правилам, стало ясно: этот бизнес оказался в тяжелом кризисе. Эксперты предрекают, что больше половины заведений в городе могут закрыться.

Поспешные решения - приговор общепиту
© Мир новостей

Хозяйка небольшого кафе недалеко от площади трех вокзалов Ирина Козловская держит в руках газету, где напечатана статистика потерь ресторанного бизнеса, и страшно возмущается. Исследование «Сбериндекса» говорит о том, что за три недели использования QR-кодов число посетителей сократилось более чем на 40%.

«Это полная ерунда. Ни у нас, ни в соседних заведениях практически не было гостей, поэтому можно говорить о 80-90 процентах убыли», - считает она.

«Поток посетителей не сократился. В большинстве случаев это приезжие, сошедшие с поездов. Они рвались к нам, чтобы перекусить после дороги. Но ни у кого не было QR-кодов, и мы отказывали!» - жалуется старший менеджер находящейся по соседству столовой Галина Киселева на парадоксальную ситуацию, когда спрос есть, но возможности удовлетворить его нет. Пока она держит свое заведение открытым, но вовсе не уверена, что в ближайшее время не придется с этим бизнесом расстаться. Из оставленной на черный день заначки придется платить долги по аренде, за коммуналку, рассчитываться с сотрудниками. «Сама я останусь на нуле», - опасается женщина. В доме напротив уже закрылся маленький трактир, в котором пекли блинчики и угощали кофе. «У них нет крытой веранды, они попытались вынести столики на улицу, но запротестовали и жители, и управа. Поэтому блинная просто закрылась», - говорит Галина и задает риторический вопрос: почему власти приговорили к практической гибели именно общепит, в то время как все остальные виды бизнеса работали в полную силу?

«Рестораны без летних кафе, можно сказать, никак не отработали, рестораны с летними кафе отработали получше, но все равно цифры у всех удручающие», - говорит уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Сергей Миронов. Бизнесмены надеялись, что введение QR-кодов не сильно скажется на посещаемости и за их столики сядут примерно 15% от тех, кто уже сделал нужные уколы. Но в итоге в ресторанах никто не появился. Чаще всего складывалась такая ситуация: приходит компания из нескольких человек, и у одного или двух не находится QR-кода. Все разворачиваются и едут домой. При этом эксперты считают, что встречаться в заведениях общепита намного безопаснее, чем дома. Здесь, в отличие от частных квартир, есть дезинфекция и хорошая вентиляция.

В «Опоре России» заявили, что к осени могут закрыться до 25% заведений общепита. Омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова заявила журналистам, что ситуация гораздо серьезней - не выживут 60% кафе и ресторанов.

Карантин в заведениях общепита окончательно испортил отношения между столичной мэрией и бизнесменами. Чиновники прямо заявили, что рестораторы кривят душой, когда говорят о своих бедах. «Предприниматели преувеличивают и пытаются играть с общественным мнением, а власти столицы видят совершенно иную картину», - заявил заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов. По его словам, выручка московского общепита сократилась всего на 15-20%. Эти слова вызвали бурю негодования среди профессионального сообщества. «Пусть чиновники приедут в мое заведение - за рабочий день с 9 утра до 7 вечера было всего 4 посетителя!» - пишет хозяин маленького ресторанчика.

Эксперты утверждают, что правы и те и другие. Цифры, которые приводит мэрия, получены от производителей онлайн-касс, которые используют в основном мелкие предприятия общепита. Например, кафе на несколько столиков или шаурмичные. Они действительно мало пострадали, так как легко перестроились и стали работать на вынос и с доставкой. В эту статистику вошли и предприятия общепита, обслуживающие офисные центры, бюджетные предприятия и производства, которые работали в обычном режиме.

Глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров на днях заявил, что за три недели в столице окончательно закрылись 170 заведений. Многие представители бизнеса считают, что на докризисный уровень эта отрасль в ближайшее время уже вряд ли выйдет.

Наталья Пуртова

Фото: ADOBE STOCK