В России предлагают ввести мораторий на новые географические товарные знаки

Регистрация торговой марки, привязанной к конкретному месту, может сыграть на руку тем, кто, назвав свою продукцию «алтайским мёдом», будет производить его в столичном регионе. А после ещё и подаст в суд на пасечников, которые действительно работают на Алтае и под тем же брендом. Чтобы избежать таких ситуаций, в России стоит ввести мораторий на регистрацию новых товарных знаков, привязанных к географии производства. Об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета по интеллектуальной собственности при спикере палаты регионов.

В России предлагают ввести мораторий на новые географические товарные знаки
© Парламентская газета

Команда правительства нередко идет по пятам той работы, которую уже вели в Совете Федерации и его Совете по интеллектуальной собственности, признался на заседании 24 сентября первый вице-премьер Андрей Белоусов. Председательствующая Валентина Матвиенко назвала ближайшие законодательные планы, по которым у сенаторов и Правительства нет принципиальных разногласий.

По её словам, России давно нужно присоединиться к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, что позволяет защищать наши «географические» товарные знаки — от «русской водки» до «оренбургского платка» — от многочисленных подделок за рубежом. «Надеемся, что в самое ближайшее время соответствующий законопроект поступит на рассмотрение в парламент», — заявила спикер. И спустя всего несколько минут замглавы Минэкономразвития Владислав Федулов заявил: в Правительстве рассчитывают, что такой закон примут до конца осенней сессии.

Второй важный момент касается введения моратория на регистрацию новых географических товарных знаков. Для иллюстрации проблемы Валентина Матвиенко привела условный пример. Допустим, некий производитель зарегистрировал когда-то товарный знак «Алтайский мёд». Но при этом он никакого отношения к Алтаю не имеет, а производит мёд в Подмосковье — «фирменное» название используется для повышения спроса. Между тем, на Алтае есть настоящие пчеловоды, которые хотят зарегистрировать на своём лейбле географическое наименование, чтобы защитить свою продукцию от подделок в других регионах.

Но сейчас, как пояснила Матвиенко, «у фейкового алтайского мёда» есть возможность подать в суд на добросовестных производителей из региона, так как они используют уже закреплённый за ним лейбл.

Пример хоть и условный, но в реальной жизни аналогичные ситуации возникают — к сенаторам поступают такие обращения. Поэтому Матвиенко предложила кабмину найти компромиссное решение. Например, ввести мораторий на регистрацию новых «географических» товарных знаков.

По данным за 2020 год Россия заняла восьмое место по количеству заявок на изобретения, поданных в стране. И по отдельным направлениям мы стабильно входим в мировой топ-10, например, по квантовым коммуникациям, генетике, новым материалам. Но есть проблема — это сильный отрыв от первых пяти стран-лидеров по патентной активности. Например, Китай, США, Япония и Южная Корея обеспечивают 85 процентов всех пакетных заявок в мире.

Ещё на одну проблему, которую предстоит решать в сфере интеллектуальной собственности, указал Андрей Белоусов: это низкий вклад российских ноу-хау в экономику. Доля инновационной продукции в общем объеме продаж в нашей стране составляет всего шесть процентов. У государств-лидеров — 20-27 процентов.

Преодолевать это нужно, убирая главные барьеры для успешного применения результатов интеллектуальной деятельности в интересах национальной экономики. По словам первого вице-премьера, прежде всего у изобретателей в России недостаточно мотивации создавать что-то новое — у авторов попросту нет гарантии достойного вознаграждения. Институты и воспитанные ими таланты не умеют продавать свои изобретения бизнесу, которому пока что выгоднее покупать импортные идеи, оформленные, что называется, «под ключ». Это приводит к тому, что бизнес в России не рассматривает свои интеллектуальные разработки как привлекательный актив. 

Все эти болевые точки должны нейтрализовать системные изменения в сфере защиты авторских прав и введения в коммерческий оборот российских изобретений и ноу-хау. За счёт чего эти изменения должны происходить, изложено в плане мероприятий, утвержденном Правительством. Эта «дорожная карта» включает в себя 30 пунктов, причем 18 из них касаются разработки новых федеральных законов — предусмотрено десять правок в Гражданский и пять в Налоговый кодексы. 

Одну из них поработали при непосредственном участии сенаторов. Речь идет о возмездной передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности коммерческим структурам. Вокруг этого законопроекта было сломано немало копий, и поэтому реальную работу поправок в Гражданский кодекс, вступающих в силу с января 2022 года, сенаторы будут отслеживать, по словам Валентины Матвиенко, «самым пристрастным образом».