Минстрой подготовил предложения по пересмотру стоимости госконтрактов

Увеличение цен на стройматериалы началось около года назад. Один из лидеров подорожания - металлическая арматура, которая подорожала с июня 2020 года по сентябрь нынешнего с 35 тысяч до 73 тысяч рублей за тонну, рассказывал ранее председатель Комиссии по вопросам индустрии стройматериалов и технологий Общественного совета при Минстрое Александр Ручьев. Кирпич вырос в цене на 85-90%, гидроизоляционные материалы - на 70%, трубы - на 130%, некоторые виды сухих строительных смесей - на 40%.

Подорожание стройматериалов стало одной из причин роста себестоимости строительства, которая за год увеличилась на 35%, говорит Ручьев.

В сложной ситуации оказались компании, которые возводят школы, детские сады, больницы и другие сооружения по госконтрактам, стоимость этого строительства была оговорена задолго до изменения цен.

Минстрой принимает целый ряд мер для улучшения ситуации. Как сообщили в пресс-службе министерства, ведется мониторинг цен на строительные ресурсы, разрабатываются дополнительные механизмы по совершенствованию формирования цены контрактов и приемки выполненных работ.

Некоторые меры уже начали действовать. Так, был организован расчет индексов изменения сметной стоимости строительства на первый квартал 2021 года, учитывающих рост стоимости металлопродукции. Установлена ставка вывозной таможенной пошлины на отходы и лом черных металлов в размере 5%, но не менее 70 евро за тонну сроком на 6 месяцев, а также экспортные пошлины на черные и цветные металлы с 1 августа по 31 декабря нынешнего года. Для мониторинга, анализа и оперативного реагирования на рост цен на внутреннем рынке созданы две межведомственные рабочие группы: на площадке Минпромторга с участием Минэкономразвития, Минстроя и ФАС - по анализу цен на черные и цветные металлы и лесоматериалы, а на площадке Минэнерго - по анализу цен на продукты нефтехимии. Организована работа по заключению прямых долгосрочных договоров на поставку металлопродукции для строительства крупных социальных и инфраструктурных объектов за счет бюджета.

Установлена возможность вносить изменения в контракты федерального уровня, сообщили в пресс-службе Минстроя. Кроме того, уже 53 региона приняли нормативные акты, которые дают возможность увеличивать цены контрактов по строительству объектов для нужд регионов или муниципалитетов.

"Порядок обоснования изменения цены контракта позволит быстро и с достаточной степенью достоверности определить размер изменения цены в связи с ростом стоимости строительных ресурсов", - отмечают в министерстве.

В ближайшее время меры поддержки строителей будут расширены. В частности, Минстрой внес в правительство проект постановления, где предлагается разрешить изменение цены контракта, по которому работы приняты после 1 января нынешнего года (пока можно пересматривать цены только невыполненных работ). Предполагается распространить компенсацию, связанную с увеличением стоимости стройматериалов, на все действующие контракты вне зависимости от срока их заключения контракта (сейчас увеличивать цены можно лишь по контрактам, заключенным до 1 июля нынешнего года). Кроме того, право принимать решения об изменении цены контракта дадут ряду федеральных органов власти - заказчикам работ. Среди них силовые структуры, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В пресс-службе Минфина сообщили, что Минстроем обеспечен весь комплекс необходимых мер для поддержки строителей в связи с удорожанием стройматериалов. "Сейчас федеральными заказчиками проводится анализ контрактов на предмет необходимости изменения цены контракта, определения достоверной стоимости такого изменения, определения источника финансирования в части предполагаемого увеличения", - добавили в ведомстве.

В то же время в Минстрое сообщили, что продолжают работу по совершенствованию механизмов формирования цены контракта и порядка приемки работ.

В начале сентября министр экономического развития Максим Решетников направил в адрес вице-премьера Марата Хуснуллина предложения по повышению экономической устойчивости функционирования строительного комплекса, сообщало РБК. Предлагалось, в частности, обязать госзаказчиков проводить электронные конкурсы при цене контракта от 10 млн руб. вместо аукционов, установить минимальный уровень рентабельности для строительных госконтрактов, предусмотреть случаи обязательного авансирования строительных госконтрактов в размере до 70%. Однако в Минфине раскритиковали эти предложения, указав, что большинство из них уже учтены в нормативных актах, а остальные экономически необоснованы. По поручению вице-премьера, к 7 октября Минстрой, Минфин и Минэкономразвития должны подготовить согласованные предложения по поддержке строительной отрасли. В Минэкономразвития на запрос "РГ" не ответили.