Голодное Поволжье 2.0: Сеять весной будет нечего?

Нынешний высокий сезон в сельском хозяйстве стал сезоном высоких цен. Продовольственные товары настолько подорожали, что Минэкономразвития даже вынуждено было признать несостоятельность своего прогноза по инфляции. В итоге ведомство увеличило его до 7,4% в годовом выражении.

Голодное Поволжье 2.0: Сеять весной будет нечего?
© Свободная пресса

В какой-то мере это произошло, как уже сообщала «СП», из-за неблагоприятных погодных условий и падения рентабельности сельхозпроизводителей: в Поволжье урожайность в текущем году упала до минимальных для последних лет уровней, заметно осложнилась ситуация в растениеводстве на Урале и в центральной части страны.

Однако глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, считает нынешний урожай «достойным и удачным». Он рассказал, как удалось одолеть ненастье:

- Если бы не это, в 2021 году аграрии собрали бы рекордный урожай. Уже удача, что он получится достойным за счет современных агротехнологий, новейшей сельхозтехники, мелиорации, неплохие результаты будут даже в пострадавших регионах.

Получается, что отечественное сельское хозяйство – уже вроде как лидер по инновационному развитию. Но Минсельхоз явно стремится развить этот «успех» и объявил, что с 2022 года приступит к реализации инициативы «Аграрная наука - шаг в будущее развитие АПК».

Отмечается, что в целом проект будет способствовать наращиванию научного и экономического потенциала АПК, сокращению импортозависимости и повышению качества жизни граждан.

Финансирование проекта с 2022 по 2024 годы составит более 19 млрд рублей, включая внебюджетные средства. За этот период планируется достичь существенного роста по ряду показателей. Так, по отношению к 2020 году продуктивность крупного рогатого скота молочных пород должна вырасти на 15%. Уровень самообеспечения семян отечественной селекции - достичь 70%. Кроме того, в сфере АПК планируется создать 900 новых высокотехнологичных рабочих мест.

По словам Дмитрия Патрушева, к 2030 году благодаря реализации инициативы появится 600 новых предприятий АПК и 4500 рабочих мест, при этом бюджет получит 20,5 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений. Среди целевых ориентиров – ещё и снижение на 15% себестоимости производства сельхозпродукции.

Вот это будет прорыв в сельском хозяйстве - готовь, родина, закрома!

- Это запоздалая и скромная по масштабам реакция на уже усугубившиеся проблемы в АПК, - считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов:

- Одним из перспективных направлений обеспечения глобальной конкурентоспособности страны, где по данным World Economic Forum на данный момент Российская Федерация занимает 43 место, может выступать инновационное развитие сельского хозяйства, для реализации которой у России имеется необходимый потенциал. В России, в том числе в аграрном секторе, пока не сформировались такие же эффективные рыночные механизмы развития экономики как во многих развитых странах. Развитие ее экономики пока нуждается в сбалансированном взаимодействии систем государственного регулирования и рыночных механизмов. Опыт прошлых лет показал, что отсутствие государственной поддержки аграрной науки привело почти к полной импортной инновационной зависимости АПК. Это, в свою очередь, оказало значительное сдерживающее влияние на развитие продовольственного рынка и продовольственной безопасности страны.

На первый взгляд программа «Аграрная наука – шаг в будущее развитие АПК» может показаться амбициозной по масштабам и ограниченным срокам ее реализации. На самом деле это запоздалая и скромная по масштабам реакция на уже усугубившиеся проблемы в АПК.

На фоне быстрых глобальных перемен заявления о создании 600 предприятий и 4500 рабочих мест к 2030 году кажутся очень скромными. Возлагать на инициативу «Аграрная наука – шаг в будущее развитие АПК» больших надежд по развороту на «возрождение села» не стоит. На селе нужно создавать новую экосистему, которая должна быть привлекательной не только рабочими местами, но и возможностью каждому жителю почувствовать себя хозяином. Нужно реализовать не программы создания количества предприятий или рабочих мест, а систему способную развиваться самостоятельно, среду привлекательную для развития предпринимательской деятельности в сельской местности.

- Для достижения амбициозных показателей необходимо не только финансирование проекта. Без развития инфраструктуры ситуация на селе лучше не станет. Как минимум, острая нехватка квалифицированных кадров не позволит достичь значительных результатов, - отмечает руководитель агрономической службы ГК «Шанс» Илья Добренко:

- Параллельно с реализацией инициативы требуется развивать инфраструктуру села. Например, сократить аварийность учебных заведений. Сегодня нехватка квалифицированных кадров существенно тормозит развитие сельского хозяйства. Чтобы удержать кадры и привлечь новые, необходимо повышать качество жизни в сельской местности.

Уже сегодня есть множество программ по поддержке фермеров: гранты для начинающих фермеров, субсидирование техники, льготное кредитование и т.д. Только в 2020 году поддержкой государства в виде грантов в размере 3,87 млрд рублей воспользовались 1609 начинающих фермеров, 4,13 млрд. рублей было выделено на развитие семейных ферм. Безусловно, все меры эффективны и помогают сельхозпроизводителям. Но для совершения прорыва в сельском хозяйстве требуется комплексный интегрированный подход, затрагивающий все аспекты.

- Есть большие сомнения в эффективности этой очередной инициативы Минсельхоза, - считает фермер, председатель общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко:

- Эти 600 новых предприятий, где будут трудиться по 5-6 человек, погоды на селе не сделают, если учесть, что на данный момент в стране 75 тысяч сел и деревень с населением от 1 до 26 человек.

«СП»: - То есть, прослойка фермерских и крестьянских хозяйств особо не увеличится, не укрепится, все это для показухи, а ставки правительства в сельском хозяйстве по-прежнему делаются на крупные агрохолдинги?

- Ставки давно сделаны, и мы проиграли российские села. В каждом селе должно быть производство. Что же это за сельский населенный пункт без рабочих мест? Дачи? Село не может жить без зарплаты, без доходов. Чтобы строиться, содержать хозяйство и т.д. Вот эти все программы и инициативы пишутся на скорую руку, не вникая в саму суть. Потому что среди создателей этих документов нет ни одного «полевого» специалиста, из тех, кто реально бывает в поле, в народе. Нет тех, кто понимает, как в реальном мире дорожное сообщение устроено, как проходят линии электропередач и т.д. То есть, это писалось людьми, которые абсолютно не владеют ситуацией, создавшейся сейчас в России.

Но, допустим, что вот эти провозглашенные показатели будут выполнены и даже перевыполнены в два раза - роли в возрождении сельских территорий это не сыграет ровным счетом никакой. И 75 тысяч российских сел и деревень обречены быть ликвидированными как раз ровно к окончанию этой программы, к 2024 году. Но я более чем уверен, что президент эти инициативы, программы, которые писались людьми совершенно далекими от сельской реальности, подпишет. Хотя бы потому, что все это прочитать невозможно. Не говоря уже о том, что надо еще и вникнуть, разобраться в деталях. А ведь все можно сделать. Почему бы нам для этого не поучиться у Финляндии, где действительно высокотехнологичное сельское хозяйство дошло до самых отдаленных хуторов и деревень? Почему не поучиться у Ирландии, где сверхсильное сельское хозяйство? Или у Нидерландов, где аграрная наука на первом месте?

«СП»: - За такие предложения статус иноагента не опасаетесь получить?

- Какие там «иноагенты»? Петр Первый, чтобы развить нашу державу, не стеснялся обращаться за опытом к тем странам, которые были впереди. Сталин не погнушался использовать опыт, технику, технологии и специалистов из США. Ведь уже сколько у нас написано и провалено госпрограмм по устойчивому развитию сельского хозяйства. Наши же бюрократы просто переписывают их вчистую, только сроки исполнения меняют. Приняли до 2020 года – ничего не вышло. Переписали – выполнить до 2024 года. Теперь уже очевидно, что опять ничего не получается – принимают программу до 2030 года. Вот мы читаем новые документы по развитию сельского хозяйства, а цели там те же, цифры те же.

Да, добиться своего семенного фонда на 70-75% - хороший был бы показатель. Но вот, если взять 2009 год, тогда на развитие семеноводства, на науку было выделено 330 миллиардов рублей. Однако программа развития отечественного семеноводства провалилась полностью. Ухнули в никуда эти выделенные на нее из госказны 330 миллиардов рублей. А уж эти 19 миллиардов мы вообще не заметим.

Пора бы догадаться, что все эти годы мы что-то делали неправильно, не попадали, так сказать, в колею. Значит, надо осознать свою ошибку. Это же, по сути, сказал и президент в своем выступлении на Совете безопасности 27 сентября, когда признал, что стратегическое планирование у нас просто никуда не годится, что его надо по-новому делать. Я добавлю: только не сами придумывайте. Ведь эта команда чиновников только словами жонглирует. Вместо просто развития, они напишут устойчивое развитие. Или пространственное. Или опережающее. А воз проблем на селе так и останется. Мы же понимаем, что всем этим министрам, их заместителям и руководителям экспертных групп, которые всю свою карьеру только по асфальту и по паркету ходили, и ни разу на землю не наступали, надо осваивать бюджеты на якобы развитие сельского хозяйства страны. Поэтому их должны заменить профессионалы, практики.