«Не жалеть себя»: Председатель Армавирского ВОС о проблемах и победах слепых
15 октября – Международный день «белой трости». Этот день отмечается в напоминание о возможностях и правах слепых людей.
Накануне корреспондент «Муниципального вестника Армавира» встретился с председателем Армавирской местной организации Всероссийского общества слепых Константином Петровичем Сергунчиком.
В Армавире организация существует с 1925 года, она является ровесницей Всероссийского общества слепых. В настоящее время в ней числятся около 600 членов. Основной задачей организации Константин Петрович считает реабилитацию, интеграцию инвалидов по зрению в общество, по возможности содействие в трудоустройстве.
- Как вы возглавили организацию ВОС в Армавире?
- В 2010 году моя предшественница Екатерина Гридасова сказала, что уходит (возраст, здоровье), и предложила мне стать председателем организации. А я не очень-то тогда и знал, что надо делать. Я в организации состоял, платил взносы, участвовал в каких-то мероприятиях. Ответил ей, что единственный вариант, на который я согласен, - это выборы членами местной организации ВОС. В итоге единогласно выбрали меня.
Когда уже внедрился в эту работу, сначала было страшно, потом интересно. Первые три года мне казалось, что можно вообще весь мир изменить. Но оказалось, что это не так просто.
Всеми доступными средствами я добиваюсь, чтобы качество жизни незрячих людей улучшалось.
- Расскажите о деятельности организации в нашем городе.
- Человек становится инвалидом, когда он забивается в угол, начинает себя жалеть. Цель организации – в том числе выдернуть его из этого состояния и показать, что мир на этом не заканчивается, что найти себя можно в любой сфере (это и спорт, и искусство, и работа).
Основные направления деятельности организации – культура, спорт, художественное творчество, реабилитация. В городе есть народный коллектив «Казачий край», широко известный за пределами города и края. Есть заслуженные спортсмены, паралимпийские чемпионы. Есть творческие люди, которые пишут стихи, прозу. Есть люди, которые весьма активно себя проявляют в реабилитационной деятельности: обучают работе на компьютерах и сенсорных устройствах.
Проводится масса мероприятий и на городском, и на краевом уровнях. Мы участвует практически везде: это и турслеты (все по-настоящему – палатки, приготовление пищи на костре), и КИСИ (краевой конкурс Клуб интеллектуалов современного искусства), и КВН, и фестивали, конкурс «Живое слово». Трудно назвать те сферы, где бы мы не были задействованы.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить администрацию города, у нас сложился очень тесный и плотный контакт, также весь соцблок – соцзащиту, Фонд соцстраха, Пенсионный, Центр занятости. Огромную поддержку нам оказывают и депутаты: В.А. Борисов, И.М. Альмурзиев, Г.В. Мкртычан, Н.В. Филоненко, С.А. Кобылин, С.А. Абрамов, Е. В. Гах, С.С. Капица, В.С. Воронцов, А.П. Костюченко.
Хотелось бы, чтобы не только депутаты, но и бизнес Армавира заметил наших людей.
- Есть ли у нас в городе работа для незрячих людей? В каких сферах они могут себя реализовать?
- Есть, конечно, определенные трудности. Не все работодатели готовы принимать на работу эту категорию людей. Раньше в Армавире было предприятие, где работали инвалиды по зрению, но в 2015 году оно закрылось.
В основном инвалиды по зрению могут заниматься либо ручным трудом, либо интеллектуальным (юристы, программисты, консультанты в компаниях-операторах сотовой связи, педагоги).
Я убежден, что человек, который желает найти работу, ее в итоге находит. Который не желает – ищет причину.
- Вы пользуетесь компьютерами и планшетами? Есть ли какие-то специальные гаджеты для слепых?
- Все технологии зрячих людей нам тоже доступны. Несколько сложнее это работает, но работает. Обычные смартфоны, планшеты, только на них устанавливаются программы речевого экранного доступа. Поэтому незрячие могут полноценно пользоваться всеми гаджетами.
- Какие приспособления, облегчающие жизнь, используют незрячие люди помимо трости? Их оплачивает государство?
- Электронные видеоувеличители. Например, слабовидящий может сфотографировать рецепт, набранный мелким шрифтом, и вывести его на большой экран.
Флешплееры – три в одном: диктофон, радиоприемник и чтение на флешкартах. С помощью них можно слушать аудиокниги.
Это все бесплатно, выделяется государством.
Кстати, в городе есть библиотека ВОСовская, в которой можно поменять аудиокниги. Есть книги на флешкартах, компакт-дисках, на брайлевском шрифте.
- Что сложнее всего для слепых людей в быту?
- На мой взгляд, недостаточно развита доступная среда, особенно общественный транспорт. Его трудно найти, трудно поймать. Мы не видим номера троллейбуса, маршрутки, как туда зайти, где дверь, как найти свободное место… Переход на электронные проездные упрощает жизнь.
- Стало ли наше общество толерантнее к инвалидам в последнее время?
- Не все зависит от окружающих. Многое зависит от самого инвалида. Одно дело, когда он вежливо и корректно спрашивает, другое – когда он начинает доказывать свои права или ссылаться на то, что «Я бедный, несчастный». К такому человеку никто не повернется.
Мне кажется, изменения все-таки идут. Но невозможно поменять все по щелчку. Чтобы в один миг по приказу все стали добрее и приветливее.
- Доводилось ли вам сталкиваться с обманом? Например, в магазинах, когда вам дают сдачу.
- Да. В первую очередь, это таксисты. Был случай, когда вместо 50 рублей таксист взял купюру в пять тысяч рублей. И такие случаи не единичны.
- О чем вы мечтаете?
- О том, чтобы эти организации когда-то закрылись. Закрылись не потому, что не нужны, а потому, что все стали здоровы.
Еще хочется, чтобы государство давало больше привилегий и налоговых вычетов предприятиям и бизнесменам, которые помогают инвалидам: предоставляют рабочие места, занимаются благотворительностью.
- Что бы вы хотели пожелать незрячим жителям Армавира?
- В первую очередь, - не стесняться и не комплексовать. Нужно закрыться от этих комплексов, но не от людей. Не отказываться от поддержки, не пытаться жалеть себя.
Родители детей-инвалидов ни в коем случае не должны проявлять к ним жалость. Надо дать ребенку максимальное пространство, чтобы он развивался. Хочет он что-то самостоятельно делать – пожалуйста, помогайте. Не надо ему завязывать шнурки, не надо его с ложки кормить. Он должен сам, потому что рано или поздно он вырастет. Ему дальше жить. Вырастите беспомощного ребенка – он и дальше таким останется.
Ни в коем случае нельзя жаловаться, считать себя бедным и несчастным. Я за то, чтобы было равенство. Когда мы сотрем эти границы – диабетик, колясочник, слепой, глухой – тогда будет все по-другому, по-человечески. Искренне хочу, чтобы поскорее пришло время, когда начнется понимание между нами, а не отторжение.