Лидером по развитию социального бизнеса в России снова признана Югра

Абсолютным лидером за 2020-й год стала Югра. В первую тройку также вошли Краснодарский край и Ямал.

Лидером по развитию социального бизнеса в России снова признана Югра
© Российская Газета

Деньги для них не на первом месте

По словам Татьяны Илюшниковой, вопреки тому что в 2020-м году были введены ограничительные меры для бизнеса из-за пандемии, в регионах-лидерах все же шло увеличение числа коммерческих предприятий на рынке государственных соцуслуг. В значительной мере - в сфере здравоохранения, что вполне объяснимо. Число таких организаций выросло за год в стране в целом почти на треть.

Как отмечают эксперты, привлечение социальных предпринимателей и НКО для оказания услуг в ту сферу, где традиционно работали главным образом государственные структуры, решает сразу несколько актуальных значимых задач. В первую очередь, конечно, помогает простым людям, которые являются потребителями их услуг. Это дает возможность появления, например, организаций, которые занимаются с детьми-инвалидами, больными одинокими пожилыми людьми, производят средства реабилитации и т. д. И, что самое главное, дает человеку возможность выбора между теми, кто предоставляет такие услуги. Теперь можно отдать предпочтение тому, кто работает качественнее, эффективнее.Важно, что это помогает развиваться самому социальному бизнесу, предпринимателям, которые в большей степени все-таки нацелены на помощь людям, получение прибыли стоит для них, как правило, не на первом месте. Вложение средств в проекты помощи людям становится своего рода их миссией. По сути, такого рода бизнес занимает уникальную нишу среди всех других видов бизнеса. Поэтому ему нужна помощь государства, хотя бы на этапе становления.

Секрет успеха Югры

Но что позволило Югре стать лидером в стране в целом по развитию социального бизнеса? Что для этого сделали в регионе?

- Мы считаем, что высокий стандарт поддержки негосударственного сектора, использование новых технологий и само стремление предоставить широкий выбор организаций, где югорчанемогут получить социальные услуги, позволяют развивать в округе бизнес социальной направленности и, как следствие, из года в год сохранять высокие позиции в рейтинге минэкономразвития, - отмечает Роман Генкель, директор департамента экономического развития - заместитель губернатора Югры.

Показательно то, что регион становится лидером по развитию социального бизнеса уже в четвертый раз, и это наглядно говорит о том, что результат этот не разовый, за ним стоит действительно большая продуманная работа.

Об этом говорит и рост числа социальных предприятий в Югре. На сегодня их 298, между тем еще годом ранее было 204. То есть всего за год произошел рост на 30 процентов. Увеличивается и в целом численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Сейчас в Югре в этом сегменте работает 240 тысяч человек, а год назад было 208 тысяч.

Опыт Югры - модель для других

Важно еще и то, что развитие социального предпринимательства в Югре высоко оценивают не только в федеральном министерстве, но и в среде самих предпринимателей. Так, президент общественной организации, объединяющей представителей малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин, выступая на Югорском промышленно-инвестиционном форуме, недавно завершившемся в Ханты-Мансийске, отметил:

- Безусловно, Югра сегодня - лидер в России по развитию социального предпринимательства и креативных индустрий. Вдругих регионах люди только пытаются найти себя в этих сферах, пока нащупывают направление развития в социальном бизнесе. А в Югре уже одно за другим открываются новые предприятия. Причем, что показательно, в округе не ограничиваются теми законодательными решениями, которые существуют на федеральном уровне для развития этой сферы. Здесь уже принят свой региональный закон. Важно, это документ такого уровня, что он сейчас служит моделью для разработки законодательства о социальном предпринимательстве и в других регионах страны.

Отметим: о том, что проект закона о социальном предпринимательстве, разработанный в Югре, станет моделью и будет тиражирован в других регионах России,стало известно в ходе заседания рабочей группы "Социальное предпринимательство" комиссии госсовета России по малому и среднему предпринимательству. Причем ее возглавляет губернатор Наталья Комарова.

Почему именно югорский проект решено было сделать базовой законодательной моделью? Во-первых, потому что Югра в последние годы занимает устойчивую лидерскую позицию в сфере развития социального предпринимательства. А во-вторых, регион первым в России выработал законодательные основы, позволяющие социальным предпринимателям успешно развивать свое дело. Оборот социального бизнеса в Югре составляет уже порядка 2,7 миллиарда рублей. Это серьезно.

С инициативой взять именно югорский проект за основу для других регионов выступила "Опора России". Югра приняла приглашение.

Как отмечают в "Опоре России", взаимодействие с властями и представителями бизнеса Югры позволит быстро и системно интегрировать лучшие практики развития социального предпринимательства на федеральном уровне и тиражировать в других регионах.

Подчеркнем: в югорском законодательстве еще с 2019 года четко закреплены понятия "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие".

При этом новый закон о социальных предпринимателях, который будет работать в стране в целом на основе югорского закона, сделает правила игры понятными, предсказуемыми и прозрачными.

- Создание единого правового пространства и единых условий развития коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих социально полезную деятельность в различных регионах страны, определит четкий контур сферы их деятельности, - отмечает заместитель губернатора Югры Роман Генкель. - Это определит и четкое понимание того, какими должны быть меры поддержки и вектор развития социального бизнеса в стране.

Как отмечают эксперты, единый реестр социальных предпринимателей страны позволит четко определять, в каком регионе находится то или иное предприятие, и оказывать им поддержку, находящуюся в компетенции разных органов власти.

Драйверы для бизнеса

Для того чтобы социальное предпринимательство и креативная экономика стали драйверами в развитии малого бизнеса, необходима прежде всего хорошо проработанная нормативно-правовая база - эту мысль Наталья Комарова озвучила, выступая и на инвестиционно-промышленном форуме. Кроме того, по словам главы Югры, необходимы адресные меры поддержки, а также сопровождение проектов социальных предпринимателей и креативных индустрий на всех стадиях реализации.

Наталья Комарова отметила, что округ одним из первых в России запустил совместный с фондом "Наше будущее" образовательный курс "Школа социального предпринимательства", который позволяет за три месяца пройти путь от идеи до сформированного "под ключ" бизнес-проекта. Это очень важно в тот период, когда социальные предприниматели только пытаются нащупать свою бизнес-нишу. Сегодня один из самых ярких примеров регионального сопровождения проектов, по мнению губернатора Югры, является их упаковка в региональные франшизы. Как отметила Наталья Комарова, семь проектов югорских предпринимателей уже готовы к тиражированию в других регионах сраны.

При этом для обеспечения принципа адресности в регионе подготовлено решение по запуску уже в этом году единой витрины мер поддержки предпринимателей. Действовать она будет так "умная" система: сама сформирует пакетное предложение, исходя из профиля предпринимателя поможет снизить оборот документов и сделает абсолютно прозрачным сам процесс принятия решений.

Казалось бы, почему социальному предпринимательству и креативной деятельности так много внимания уделяет правительство Югры. Ответ на этот вопрос становится очевиден, если понимать, что власти рассматривают эти сферы как направления, влияющие на достижение национальных целей развития, то есть то, что помогает повысить качество и уровень жизни югорчан.