Цены на базовые продукты в Арктической зоне Якутии снизили на четверть

Формирование сети таких центров началось в 2019 году, когда в соответствии с указом главы Якутии были объединены предприятия "Якутоптторг", имеющее магазины и склады, и "Туймаада-Агроснаб", владеющее собственным флотом и автобазой. Организации занимались снабжением арктических районов, при этом их функции частично дублировались. Еще одной причиной перехода на систему торгово-логистических центров стало состояние складских комплексов в Арктике: построенные в 1960-1970-е годы хранилища изношены на 60-80 процентов.

Цены на базовые продукты в Арктической зоне Якутии снизили на четверть
© Российская Газета

- Первый в Арктике современный торгово-логистический центр появился в 2019 году в Саскылахе Анабарского района, - напомнил Айсен Николаев.

В октябре 2021-го открылись два ТЛЦ - в Белой Горе Абыйского района и Усть-Куйге Усть-Янского района.

- На строительство центров предусмотрено 85,5 миллиона рублей, - сообщил генеральный директор ОАО "Якутоптторг" Николай Алексеев. - В каждом ТЛЦ будут размещены современный магазин самообслуживания, овощехранилище, холодильники, теплый и холодный склады. Торгово-логистические центры сберегут продукты питания в пределах их срока годности до открытия автозимников. Установленное там оборудование позволит нам хранить овощи - картофель, капусту, свеклу, морковь, а также яйца и фрукты.

А самое главное - ТЛЦ помогут обеспечить круглогодичное наличие овощей в Арктике, сократить операционные расходы и поэтому снизить цены на продукты.

- По сравнению с показателями 2019 года в среднем цены упали на четверть. Например, мука подешевела на 29 процентов, сахар - 21, рис - 28, соль - 40, растительное масло - на 15 процентов, - привел цифры замдиректора "Якутоптторга" Сайдам Степанов. - В этом году впервые начали завозить в Арктику овощи и фрукты напрямую из Узбекистана. На пробу взяли арбузы, виноград, яблоки, сухофрукты.

Жители Белой Горы отметили, что ряд продуктов у них теперь дешевле, чем в Якутске. Центр в Усть-Куйге станет снабжать продовольствием всю Янскую группу районов, поставки из него пойдут в 14 населенных пунктов.

В 2022-м запланировано строительство еще четырех ТЛЦ - в Верхоянском, Жиганском, Среднеколымском и Нижнеколымском районах. До 2024 года в каждом арктическом районе Якутии появится по одному торгово-логистическому центру.

- На открытии этих центров наша работа не заканчивается. Мы должны обеспечивать систематический завоз продовольствия для жителей арктических районов. Для этого помимо водного транспорта мы наладили грузовые рейсы малой авиации, - заявил председатель правительства Якутии Андрей Тарасенко. - Раньше перевозка осуществлялась чартером на самолете, потом товар перегружался на вертолеты. Теперь доставка идет с базы "Якутоптторга" в Якутске до райцентров арктических районов водным путем в навигацию. Далее - стыковочными рейсами Ан-2 до труднодоступных наслегов. Новая схема дает экономию свыше 400 рублей за каждый килограмм провозимого груза. Это в три раза дешевле старого логистического варианта.

Как сообщили в "Якутоптторге", если прежде продовольствие доставляли в 19 отдаленных наслегов, в том числе в 14 - вертолетами и в пять - вездеходами, то теперь продукты отправляют в 42 населенных пункта Арктики. Для использования малой авиации в арктических районах восстановили авиаплощадки. А Аллаиховском районе применили экзотический способ: жителям села Чкалов, где отсутствует авиационная площадка, 900 килограммов картофеля спустили с самолета Ан-2 на парашютах.

Выступая на заседании Президиума Госсовета по направлению "Транспорт", глава Якутии указал, что малая авиация особенно важна для доступности приполярных территорий. В связи с этим необходимо наращивать парк малых самолетов, чтобы обеспечить полеты по внутрирегиональным маршрутам.

Весной в Якутии намерены опробовать для доставки грузов беспилотные технологии.

- Мы инициировали проект создания кластера арктической беспилотной авиации. В апреле-мае следующего года планируем запустить два тестовых маршрута в поселке Тикси. Это доставка продуктов питания, лекарств, небольших грузов, - рассказал гендиректор ООО "Абрахам Технолоджи" Станислав Кочкин.

По мнению директора федерального автономного научного учреждения "Востокгосплан" Михаила Кузнецова, благодаря накопленному опыту Якутия может быть моделью при создании федеральной законодательной базы для регулирования северного завоза.

- В республике достаточно развитая местная законодательная, нормативная база северного завоза. На наш взгляд, ее нужно транслировать и использовать в качестве лучшей практики, в том числе на федеральном уровне, - подчеркнул он. - "Востокгосплан" создает базу лучших практик и единую систему мониторинга северного завоза. В этой работе мы взяли Якутию в качестве пилота и сформировали достаточно полную базу данных: свыше двух тысяч маршрутов, полторы тысячи единиц транспорта, пункты перевалки, генерация, укрупненные виды продукции, аэропорты, более 35 поставщиков. Все эти данные - по сути, каждый объект, каждый муниципалитет с его потребностями и ежегодными объемами потребления - нанесли на карту. Прототип системы должен быть создан до конца 2021 года.

Основой для проведения единой государственной политики в арктической зоне Якутии, площадь которой составляет более половины всей территории республики, стала принятая в августе 2020-го Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны на период до 2035 года.

- Главной оценкой при реализации Стратегии для меня будет улучшение качества жизни людей, которые здесь живут, - подчеркнул Айсен Николаев.