Тарифное сотрясение. РЖД наносят ответный удар
В ОАО «Российские железные дороги» считают, что повышение железнодорожных тарифов на контейнерные перевозки сверх базовой индексации позволит снизить перегрузку инфраструктуры.
«В следующем году идет тренд на замедление прироста перевозок, потому что контейнеры конкурируют за инфраструктуру, она перегружена на всех экспортных направлениях – уголь развернулся на запад и юг, и все начинают толкаться, – заявил замглавы РЖД Алексей Шило в рамках «Транспортной недели – 2021».
По его мнению, фактически опережающее повышение контейнерных тарифов даже поможет разрешению ситуации с загрузкой ж/д сети. «Просто надо посчитать мультипликативный эффект от того, что «Российские железные дороги» получат эти средства и вложат в развитие инфраструктуры, снимет излишнюю конкуренцию, даст им возможность большими темпами развиваться», – сказал он.
Шило уверен, что необходимо сближать тарифные классы, убрать перекрестное субсидирование, чтобы груз ездил в том виде подвижного состава, который для него наиболее удобен с точки зрения логистики, а не тарифной нагрузки.
«Для грузов III класса (нужно тарифы) снижать. Мы вынуждены держать высокий тариф для металлургов, чтобы компенсировать потери, которые получаем от угольщиков, и поэтому мы металлы теряем. Они уходят, потому что тариф дорогой, но уходят не на контейнеры, а на автомобили. Мы говорим: давайте мы лучше снизим на металлы, чуть-чуть повысим на грузы I класса, и от этого сближения все выиграют», – напомнил он.
Ранее сообщалось, что базовый уровень индексации РЖД планирует увеличить на 1,5 п. п., до 5,8%. Для финансирования резко увеличившейся программы ремонтов (ранее ее хотели доинвестировать более чем на 1 трлн руб. в 2022–2025 гг., но сейчас эти дополнительные инвестиции сократили до 777,6 млрд руб., что все еще означает удвоение ранее предусмотренных сумм) предлагается также ввести дополнительную надбавку на капремонт. Она должна составить 1% в 2022 г. и 2% в 2023 и 2024 гг. и суммарно принести 164,3 млрд руб. в бюджет монополии.
Вместе с точечными тарифными мерами – отменой льгот на порожний пробег инновационных вагонов с заменой их на скидку в груженом рейсе в 4,05%, повышением тарифов на антрацит до уровня коксующегося угля и тарифов на перевозки контейнеров на 4,75% – итоговая совокупная индексация грузовых тарифов должна составить 7,7% в 2022-м, 6,6% в 2023-м и 6,1% в 2024 г.
Это расходится с цифрами в актуальном прогнозе Минэкономики – 4,3%, 4,5% и 4% соответственно.