Тарифное сотрясение. РЖД наносят ответный удар

В ОАО «Российские железные дороги» считают, что повышение железнодорожных тарифов на контейнерные перевозки сверх базовой индексации позволит снизить перегрузку инфраструктуры.

Тарифное сотрясение. РЖД наносят ответный удар
© Konkurent.ru

«В следующем году идет тренд на замедление прироста перевозок, потому что контейнеры конкурируют за инфраструктуру, она перегружена на всех экспортных направлениях – уголь развернулся на запад и юг, и все начинают толкаться, – заявил замглавы РЖД Алексей Шило в рамках «Транспортной недели – 2021».

По его мнению, фактически опережающее повышение контейнерных тарифов даже поможет разрешению ситуации с загрузкой ж/д сети. «Просто надо посчитать мультипликативный эффект от того, что «Российские железные дороги» получат эти средства и вложат в развитие инфраструктуры, снимет излишнюю конкуренцию, даст им возможность большими темпами развиваться», – сказал он.

Шило уверен, что необходимо сближать тарифные классы, убрать перекрестное субсидирование, чтобы груз ездил в том виде подвижного состава, который для него наиболее удобен с точки зрения логистики, а не тарифной нагрузки.

«Для грузов III класса (нужно тарифы) снижать. Мы вынуждены держать высокий тариф для металлургов, чтобы компенсировать потери, которые получаем от угольщиков, и поэтому мы металлы теряем. Они уходят, потому что тариф дорогой, но уходят не на контейнеры, а на автомобили. Мы говорим: давайте мы лучше снизим на металлы, чуть-чуть повысим на грузы I класса, и от этого сближения все выиграют», – напомнил он.

Ранее сообщалось, что базовый уровень индексации РЖД планирует увеличить на 1,5 п. п., до 5,8%. Для финансирования резко увеличившейся программы ремонтов (ранее ее хотели доинвестировать более чем на 1 трлн руб. в 2022–2025 гг., но сейчас эти дополнительные инвестиции сократили до 777,6 млрд руб., что все еще означает удвоение ранее предусмотренных сумм) предлагается также ввести дополнительную надбавку на капремонт. Она должна составить 1% в 2022 г. и 2% в 2023 и 2024 гг. и суммарно принести 164,3 млрд руб. в бюджет монополии.

Вместе с точечными тарифными мерами – отменой льгот на порожний пробег инновационных вагонов с заменой их на скидку в груженом рейсе в 4,05%, повышением тарифов на антрацит до уровня коксующегося угля и тарифов на перевозки контейнеров на 4,75% – итоговая совокупная индексация грузовых тарифов должна составить 7,7% в 2022-м, 6,6% в 2023-м и 6,1% в 2024 г.

Это расходится с цифрами в актуальном прогнозе Минэкономики – 4,3%, 4,5% и 4% соответственно.