Лидеры и аутсайдеры: бюджетный рейтинг регионов СЗФО 2020–2022

С первого взгляда Изучив бюджетный рейтинг 11 регионов СЗФО с 2020 по 2022 год, Дмитрий Солонников обратил внимание, что, несмотря на существующие сложности, большинство областей и республик сумели восстановиться после спада в экономике и показать рост. Впрочем, не обошлось и без аутсайдеров, что неизбежно, когда речь идет о рейтинговых показателях. В негативном плане можно выделить Псковскую область, которая к 2022 году не догнаа показатели 2020-го (46,1 и 42,8 млрд соответственно). Небольшой рост (+3,8 млрд) в этом плане показала Республика Коми, однако её расходы при этом выросли до 100 млрд. «Коми в целом сложный регион: проблемы с производством, северными шахтами, которые закрываются из-за нерентабельности производства добычи угля на северных разрезах. При этом остается необходимость содержания городской и социальной инфраструктуры», – отмечает Солонников. Сильно падала в 2021-м году Республика Карелия, бюджет которой заметно проседал. При этом в 2022-м году ей удалось улучшить ситуацию, выйдя на показатель в 68,6 млрд в доходной части. В негативном ключе политолог также упомянул Ненецкий автономный округ, где показатели 2021 года сильно выросли по отношению к 2020-му (с 21,7 до 24,4 млрд) однако в 2022-м пошли на снижение (до 22,3 млрд). В Ленинградской области доходы с 2020 по 2022 год выросли всего на 3,5 млрд в то время как расходы сократились почти на 11 млрд. Триллиону – быть Абсолютными лидерами по росту бюджетов в 2020-2022 годах стали Петербург и Мурманская область. Северной столице удалось показать рост почти на 40 %, увеличив свои доходы с 639 до 891 млрд, в то время как Мурманская область за два года нарастила показатели почти на 30 % – с 75,6 до 103,5 млрд. «Конечно, нельзя не отметить увеличение расходной части в Петербурге, которая в 2022 достигла почти 972 млрд. А ведь когда Александр Дмитриевич Беглов в 2019-м говорил, что городской бюджет составит триллион – ему никто особо не поверил по этому поводу – зубоскалили и шутили», – подчеркивает политолог. С тем, что Петербургу удастся достигнуть триллионного показателя согласился и финансист Виталий Федосов. Эксперт подчеркнул, что при отсутствии форс-мажоров город выйдет к этому показателю, как и планировалось – к 2024 году. «Этому способствуют несколько факторов, в том числе – инфляция. Чем она выше, тем быстрее Петербург достигнет этой цели, поскольку вместе с доходами населения вырастет и объём налогов, которые будут поступать в бюджет. К слову, в 2020 году пандемия на Петербурге практически не отразилась, в том числе – из-за большой налоговой базы», – резюмировал Федосов. Среди факторов, которые могут помешать Северной столице, Федосов обозначил пандемию коронавируса и глобальный экономический кризис, предсказать который практически невозможно. Ударить по доходам могут и санкции, ужесточение которых в отношении РФ неизбежно повлияет на регионы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Спокойный дефицит Еще одна важная составляющая – дефицит бюджетов. Оценивая ситуацию в СЗФО, Дмитрий Солонников подчеркнул, что в большинстве субъектов он исчисляется в диапазоне от 1 до 3%, что говорит о четкой и грамотной финансовой работе. Политолог объяснил, что оценивать бюджет нужно в динамике, поэтому не для всех субъектов большой дефицит является проблемой. «У целого ряда субъектов дефицит бюджета к 2022 году уменьшился – для большинства сложные времена остаются позади. Самый большой дефицит в Мурманской области - около 20%, - но этот регион активно развивается: много федеральных программ, большие инвестиции - это дает реальный рост доходов. Деньги кредитуются, но не проедаются - они на них отрабатывают», – говорит Дмитрий Солонников. Одни из самых больших дефицитов оказались у Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Коми – около 10 %. Тем временем Псковская область нарастила дефицит бюджета, но не так заметно: с прошлого года он немного подрос - с 2,6 до 3,2 млрд. Увеличился дефицит и в Калининградской области, которая намерена в следующем году уйти в минус на 10,5 млрд, в то время как в 2021-м в эту графу закладывалось лишь 4,4 млрд. При этом в Ленинградской области дефицит, напротив, сократился с почти 20 до 3,4 млрд что хорошо характеризует общую динамику по СЗФО – этот показатель в основном снижается. «Конечно, уникальная ситуация в Республике Карелия, которая ухитрилась сверстать бюджет 2022 года с профицитом в 1 млрд, это сильно. Есть опасения, что этому региону не удастся собрать заложенные показатели. Вряд ли здесь есть какая-то сильная игра, речь скорее о перестраховке», – обращает внимание политолог. Отдельные регионы не осмелились уходит в профицит, однако их дефицит бюджета оказался минимальным. В Новгородской области на 2022 год он и составил всего 485 млн что в разрезе бюджетного процесса – очень небольшая цифра. Виталий Федосов обращает внимание, что большинство регионов планирует свои расходы достаточно консервативно и старается планировать доходы по минимуму. Это позволяет избежать ситуации, в которой не хватает на базовые траты вроде тех же зарплат бюджетникам. При этом расходы также не всегда исполняются в полном объеме, в том числе из-за срыва сроков по запланированным закупкам. «Где-то конкурсную документацию вовремя не успели составить, где-то провели конкурсные процедуры, но дело затянулось и так далее. Тот же коронавирус никто не предполагал. В результате в отдельных субъектах сильно просели налоги на прибыль – многие организации просто не получили деньги, на которые рассчитывали. При этом благодаря поддержке федерального центра ситуация за 2020 год более-менее уравновесилась, хотя у некоторых субъектов и были проблемы», – отмечает Федосов. Новый поворот Отвечая на вопрос о возможных предстоящих корректировках бюджета на 2022 год, Дмитрий Солонников заявил, что основное влияние на этот процесс будет оказывать федеральная политика, которая в том числе будет зависеть от эпидемиологической обстановки в стране: «Если не будет никакой катастрофы, корректировка бюджета, скорее всего, как обычно будет приниматься по итогам весны. Сказать, в какую сторону изменятся бюджетные показатели пока что нельзя, всё покажет реальная жизнь: будут локдауны или нет, повлияют ли QR-коды, как пройдет зима и что будет с международной конъюнктурой… После этого можно будет говорить об изменении бюджета в какую-то конкретную сторону». Резюмируя вышесказанное, Дмитрий Солонников отметил, что ситуация с коронавирусом будет решающим фактором для регионов СЗФО где туризм и сфера обслуживания являются важными бюджетными составляющими. В первую очередь это Петербург, Псковская и Калининградская области, в меньшей степени – Новгородская. Политолог подчеркнул, что на субъекты, которые идут по пути индустриального развития, влияние пандемии и связанных с ней ограничений будет менее заметным, а к маю 2022 года уже появится уверенность – насколько финансовые планы северо-западных регионов соответствуют действительности. И учитывая, как быстро пролетели почти два года с момента, когда мир узнал про COVID-19 – ждать осталось совсем недолго. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Лидеры и аутсайдеры: бюджетный рейтинг регионов СЗФО 2020–2022
© РИА "ФедералПресс"