Валерий Гривнин поделился воспоминаниями о Железнодорожном

В 1953 году на окраине Железнодорожного началось строительство цеха Московского завода по выпуску изделий из минеральной ваты, через три года цех выпустил первую продукцию. В 1965 году завод получил название Мосасботермокомбинат, в 1980-м — Мосасботермостекло. Первым директором предприятия был Григорий Меджаков. Об этапах строительства комбината и города «Большой балашихе» рассказал Валерий Игнатьевич Гривнин — лучший рационализатор Москвы, изобретатель СССР, почётный ветеран и бывший председатель профсоюзного комитета предприятия, инвалид первой группы. В Железнодорожном он живёт вот уже 72 года. ДАЛЁКИЕ ПЯТИДЕСЯТЫЕ… «В 1950 году наша семья переехала жить в построенный отцом дом в посёлке Саввино. Моему отцу, офицеру и участнику Великой Отечественной войны, на семью из четырёх человек был выделен земельный участок, он располагался на месте бывшего военного склада, где хранились в том числе боеприпасы и для легендарной “Катюши”. К сожалению, склад был взорван в октябре 1942 года». Взрыв боевых снарядов, хранящихся в вагонах на подъездных путях хлопкопрядильной фабрики в Саввино, произошёл 3 октября 1942 года. Снаряды попали в склад, где находились авиабомбы, мины, реактивные и артиллерийские боеприпасы, патроны и порох. Второй взрыв прогремел уже там. К счастью, в этот день на фабрике был выходной… Но во время трагедии сгорели частные дома на нынешней Загородной улице в посёлке Саввино, в деревнях Пуршево и Темниково. Всего пострадали 115 строений. Большой урон огонь нанёс Саввинской фабрике, клубу и школе. В архиве краеведческого музея Железнодорожного есть записи военного прокурора дивизии по охране оборонных предприятий Москвы и Московской области А.А. Мицуро, переданные на хранение его родными. В октябре 1942 года он принимал участие в расследовании запутанного уголовного дела о взрыве в посёлке Саввино. «Рядом с нашим участком был пустырь с множеством воронок, в них стояла вода жёлто-зелёного цвета, кругом валялись снаряды разных типов и размеров. Все они были без взрывателей, вместо них стояли заглушки из карболита. Местные мальчишки, которым от силы было по семь-девять лет, разбирали головные части снарядов, выбивали оттуда тол, его вместе с кусочками красного трубчатого пороха запихивали в консервные банки, пробивая на дне отверстие, и ставили на огонь… Свои опасные эксперименты по реконструкции “реактивных ракет” после школы мы проводили в огромной воронке глубиной в 15 и шириной в 70 метров рядом с ручьём и болотом. Ох и попадало нам от родителей! До весны 1953 года снаряды ещё где-то валялись, потом их убрали, территорию расчистили. Возле железнодорожной линии организовали базу материалов для строительства посёлка “Заря”. Пока школу восстанавливали, мы учились вначале на первом этаже фабрики, а потом в здании поселкового совета. На уроках сидели по два класса в одном помещении. Уже 1 сентября 1951 года дети вернулись в отремонтированную школу. Тогда я учился во втором классе». НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО Строительство цеха № 1 Московского завода по выпуску изделий из минеральной ваты в Железнодорожном началось в 1953 году, производство переводилось из столицы. Возле деревни Поповщино нашли залежи необходимого для производства мергеля — осадочной горной породы, относящейся к доломитам, глинам и известнякам. «Весной 1953 года началось строительство жилых домов для работников предприятия, а также котельной, детского сада, продуктового магазина, организаций бытового обслуживания. В 1954-1955 годах были построены жилые дома № 3, 5, 7 на площади Ленина, № 6 на улице Новая. В доме № 6б на Новой размещался жилищно-коммунальный отдел завода, его первым руководителем был Василий Андеевич Панин. В вечернее время здесь дежурил участковый милиционер. Сейчас по этому адресу располагается общественная организация ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Московской области. На нынешней Автозаводской сделали насыпную дорогу, по ней завозили грунт на стройплощадку завода. Место было заболоченное, и во время распутицы ездить здесь было невозможно, поэтому доставку сырья из карьера на завод организовали по заасфальтированному пути. Дороги с твёрдым покрытием связали Саввинское шоссе и улицу Пригородную, деревни Пуршево и Поповищино. С середины пятидесятых по маршруту станция Железнодорожная — Саввино — Пуршево — Новый Милет — Торбеево курсировали пассажирские автобусы на базе автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-51 с одной пассажирской дверью. Перевозку осуществляло Щёлковское автохозяйство. Затем транспортное хозяйство появилось в Железнодорожном, позже на его базе была создана автоколонна № 1377, она тогда была возле деревни Торбеево. Дорогу завод эксплуатировал до ноября 1959 года. Использование мергеля в качестве сырья стало нерентабельным, он был заменён доменным шлаком, его доставляли уже по железной дороге. Вместе с производством застраивалась центральная часть города — между площадью Ленина, улицами Интернациональной, Новой и Саввинским шоссе». ЖИЛЬЁ ДЛЯ РАБОТНИКОВ В апреле 1956 года была запущена котельная, а в июне предприятие получило первую продукцию. На тот момент численность работающих составляла около 280 человек. Для обеспечения жильём на предприятии вёлся учёт нуждающихся, квартиры выделялись согласно очереди бесплатно. Строительство жилых домов шло быстрыми темпами. В очереди на бесплатное получение квартир работники стояли всего два-три года. «Чётная сторона улицы Новая до пересечения с Комсомольским проездом была застроена первой. Дома № 10а и 10б возвели для монтажников строительного управления, а на Интернациональной улице построили здание СУ-134, позже там появились парикмахерская и кабинет стоматологии. В доме № 18 на первом этаже расположился горвоенкомат, сейчас здесь краеведческий музей Железнодорожного. Противоположная сторона улицы долгое время оставалась малоэтажной, на ней стояли частные дома. В 1961 году на предприятии появилось новое здание заводоуправления и цех № 2 по производству минваты на крахмальном связующем, к этому времени число работников выросло до 500 человек. Через год завод начал строительство цеха стекловолокна № 3, асбестоцементного корпуса № 4, ремонтно-механического цеха, компрессорной и второй котельной. Для привлечения квалифицированных специалистов в 1963 году на Саввинском шоссе возвели два панельных дома — № 13 и 14. В 1964 году в доме № 20 на Интернациональной улице сделали общежитие, построили жилой дом № 22, а рядом с ним — детский сад на 240 мест. Сейчас здесь находится налоговая инспекция. Ещё два жилых дома для работников предприятия, № 2 и 4, появились на Комсомольском проезде». РАБОЧИЕ БУДНИ На завод Валерий Игнатьевич Гривнин пришёл в 1959 году и до армии работал слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики в электроцехе, в отделе тогда было всего три человека. С декабря 1962 по октябрь 1965-го он служил в армии в Казахстане, в нынешнем городе Актау. В 1965 году после демобилизации устроился работать на прежнее место. В отделе уже было 28 человек. В связи с расширением и выпуском новых видов продукции завод стал называться Мосасботермокомбинатом, численность работающих выросла до 1,5 тысячи человек. Продолжение следует… По воспоминаниям В.И. Гривнина подготовила к публикации Валентина Чубенко

Валерий Гривнин поделился воспоминаниями о Железнодорожном
© Большая Балашиха