«Шольц в любой момент может перекрыть кран». Чего ждать «Газпрому» от нового правительства ФРГ

Новое правительство ФРГ во главе с социал-демократом Олафом Шольцем займет сугубо прагматичную позицию в отношении энергетического сотрудничества с Россией. Поэтому ожидать каких-либо подвижек в вопросах сертификации «Северного потока – 2» ждать не стоит, считают эксперты. Головной боли «Газпрому» могут прибавить соратники СДПГ по коалиции — партия «Зеленых», которая не позволит сдать трубопровода раньше весны 2022 года без сохранения транзитного статуса Украины.

«В любой момент может перекрыть кран». Чего ждать «Газпрому» от Шольца
© Steffi Loos/Reuters

"Светофорная" коалиция

Новым канцлером Германии после 16 лет бессменного правления Ангелы Меркель стал социал-демократ (СДПГ) Олаф Шольц. При этом правительственную коалицию впервые за долгое время составили сразу три политические партии, отличающиеся принципиально разными программами. Помимо самой СДПГ в "красно-желто-зеленый" триумвират вошли "свободные демократы" (СВДП) и "Союз 90/Зеленые".

Сугубо прагматичный Шольц остался верен себе и на церемонии присяги. Лидер социал-демократов еще до процедуры уведомил публику, что не будет говорить заключительную часть речи, предписанную Конституцией - фразу "Да поможет мне Бог". Шольц стал вторым после Герхарда Шредера канцлером ФРГ, который поступил так.

Польша потребовала начать расследование против «Газпрома»

Опрошенные "Газетой.Ru" эксперты предположили, что схожую принципиальность новый канцлер Германии займет и в отношении энергетического сотрудничества с Россией. Продавливать свои проекты через власти ФРГ, как это было при Меркель, Кремлю уже не удастся - "светофорная" коалиция окажется гораздо более осторожной.

Что будет с сертификацией "Северного потока - 2"

Во-первых, новое правительство ФРГ не сможет ускорить затормозившийся проект сертификации "Северного потока - 2", поскольку связано по рукам единой энергетической политикой Евросоюза, считают эксперты. Ситуация усугубляется и противниками российского трубопровода - Польшей и странами Прибалтики.

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетического безопасности Игоря Юшкова, ждать завершения сертификации России придется как минимум до марта 2022 года. Однако партия "Зеленых" во главе с Анналеной Бербок сделает все возможное, чтобы помешать быстрому вводу "Северного потока - 2".

"Те же социал-демократы и "Зеленые", когда были в оппозиции, открыто критиковали Меркель за активное сотрудничество с Россией. Правда, в "Союзе 90", как только пришли к власти, поменяли свою откровенно агрессивную риторику на более сдержанную. Однако Бербок все равно еще может наломать дров с СП-2", - подчеркнул Юшков.

Противоречивость новой немецкой коалиции выделил в беседе с "Газетой.Ru" и старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович. По его словам, парламентское объединение ФРГ оказалось слишком "рыхлым", чтобы прийти к единому пониманию, как вести себя с Россией.

"Юридическое право Германии очень подвижно. В этом плане "Зеленые" вполне могут надавить на Шольца и пересмотреть условия сертификации СП-2. К тому же сам Шольц обладает гораздо меньшим авторитетом, чем Меркель. Ему будет невероятно трудно обуздать позиции Бербок", - объяснил Митрахович.

Сохранит ли Украина статус транзитера

После завершения долгосрочного соглашения с "Газпромом" в 2024 году Киев рискует полностью лишиться транзита российского газа. Максимум, на что может надеется Украина, это бронирование мощностей на аукционах. Однако в этом случае топливные цены для страны будут гораздо выше с учетом спотовой привязки - $800-1000 за тысячу кубометров, считают эксперты.

По словам Юшкова, для бесперебойной работы местной ГТС необходимо минимум 30 млрд кубометров газа в год. Однако "Газпром" не пойдет на уступки Киеву в этом вопросе, предложив украинцам в лучшем случае 10 млрд кубов.

"Со временем Шольц будет все дальше отдаляться от темы транзита газа через Украину, уповая на строго коммерческую основу СП-2. Мол, мы вам предоставили условия для переговоров с "Газпромом", а вы эту возможность провалили. Поэтому ФРГ не станет вводить санкции, даже если транзит через Украину полностью прекратится", - подчеркнул эксперт.

В то же время директор Центра европейской информации Николай Топорнин оказался не столь пессимистичен в отношении транзитной судьбы Киева. По его мнению, новое правительство ФРГ продолжит гнуть линию экс-канцлера Меркель и давить на "Газпром" в вопросе сохранения топливной прокачки через Украину.

"Несмотря на всю свою рациональность, Шольц спокойно может перекрыть краник трубопровода в случае остановки газового транзита через Украину. Экономика ФРГ не сильно зависит от российского газа - на его долю приходится от силы 20%. К тому же нужные объемы газа они и так получают по СП-1", - отметил аналитик.

Однако у России все же остается шанс на более лояльное отношение к проекту со стороны ФРГ, считает Митрахович. Планы нового министра экономика и климата ФРГ Роберта Хабека (партия "Зеленых") по введению в стране новых углеродных налогов могут всерьез пошатнуть политический авторитет партии среди крупного немецкого бизнеса. Если их противоборство перейдет в плоскость открытой конфронтации, то уже в 2022 году Германию может ждать расформирование правящей коалиции.

"Немецкий бизнес, мягко говоря, не в восторге от Хабека. Если он начнет продавливать повышение углеродных налогов, активно продвигая "зеленую" повестку в ущерб экономике страны, это приведет к самоустранению партии из пестрой коалиции. При таком раскладе Украина лишится главного союзника в немецком правительстве, что сильно пошатнет транзитные перспективы Киева", - резюмировал эксперт.

Потеснят ли США "Газпром"

В условиях приостановки сертификации "Северного потока - 2" и смены власти в Германии США могли бы воспользоваться шансом нарастить поставки сжиженного природного газа в Европу. Теоретически, отказ Джо Байдена от включения санкций против СП-2 в проект оборонного бюджета на 2022 год мог бы повлечь за собой ответные шаги со стороны нового канцлера ФРГ Олафа Шольца в виде наращивания объемов закупок американского СПГ. Однако на деле подобная сделка сейчас невозможна сразу по нескольким причинам, считают эксперты.

По словам Юшкова, в настоящее время у Германии попросту нет ни одного терминала для приема СПГ. В итоге новому правительству страны пришлось бы получать американское топливо из Бельгии, что очень накладно в логистическом плане.

"Такая сделка является повесткой для коммерческих компаний, но никак не для правительств США и Германии. В Штатах сейчас нет ни одной госкомпании, занимающейся экспортом СПГ. Байден не может указывать бизнесу, куда ему выгодно поставлять топливо. Поэтому американские танкеры направляются в Азию, а не в Европу", - объяснил аналитик.
Газета.Ru: главные новости