Торговые центры снова просят о помощи

Торговые центры просят о компенсациях в случае принятия закона о QR-кодах для посещения общественных мест. На этот раз бизнес обратился к главам Госдумы, Минпромторга и Минэкономики. Компании сообщили, что из-за возможного введения QR-кодов в общественных местах — могут закрыться множество ТЦ и десятки тысяч небольших предприятий. Госдума начнет рассматривать федеральный закон 16 декабря. Что говорят представители торговых центров и их арендаторы?

Торговые центры снова просят о помощи
© BFM.RU

Российские торговые центры за последнее время не первый раз просят власти о помощи. Что, впрочем, неудивительно, во многих регионах посещение ТЦ возможно только с QR-кодом. В прошлый раз компании попросили 15 миллиардов рублей в месяц. Сейчас — больше 21 миллиарда. Считали так: в России работают от двух до шести тысяч торговых центров. Основные расходы у них — это коммунальные платежи и зарплаты. На это у одного ТЦ в месяц уходит от трех до девяти миллионов в месяц. И, соответственно, если разделить 21 миллиард на количество торговых центров, то и получается примерная сумма, чтобы покрыть эти издержки.

Причем ТЦ просят не только живые деньги, но и льготы по налогам. И с опасением ждут дня, когда Госдума примет федеральный закон о QR-кодах в общественных местах, и это будет значить, что без них россияне не смогут зайти ни в один ТЦ по всей стране. При этом там, где ограничения уже ввели, посещаемость резко упала, отмечает президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко:

Дмитрий Москаленко президент Российского совета торговых центров «Во многих регионах уже были введены QR-коды, и посещаемость упала на 70-80%, где-то даже до 90%. Это повлекло последствия на выручку предприятий субъектов малого и среднего предпринимательства, которые находятся внутри торговых центров. Разумеется, выпавшая выручка ничем не скомпенсированная, заставляет их обращаться к арендодателю, то есть торговому центру, опять по кругу скидки и так далее. Онлайн пока не может в полной мере закрыть потребность для людей, мы видим на статистике, что как только отменяется ограничение, люди возвращаются».

То есть основной смысл просьбы: если власти пойдут на уступки для ТЦ, то они, в свою очередь, могут сделать скидки по арендной плате для своих арендаторов. Публичного ответа из правительства пока не было. Но, например, московский мэр Собянин уже заявлял, что власти столицы не планируют помогать торговым центрам. Сергей Семенович говорил, что их владельцы — это последняя категория людей, которым Москва будет помогать, потому что они мультимиллионеры, точно не бедствуют, а бизнес у них достаточно рентабельный. А вот тем, кто арендуют помещения в ТЦ, — власти столицы помогали и будут помогать.

Впрочем, у них тоже не все так плохо. Все-таки QR-коды — это не локдаун. Президент BAON Илья Ярошенко приводит в пример два региона, где ввели коды для посещения ТЦ, — Башкирию и Татарстан. Сначала выручка резко подает, но потом восстанавливается:

— Сначала выручка падает очень сильно, до 40% падение, но потом постепенно восстанавливается, не до 100%, но наверное до 90% и до 80%. Что делать? Как по-другому? QR-коды — это гораздо лучше, чем общий локдаун, поэтому из двух вариантов борьбы с коронавирусом лучше, чтобы выбирали именно этот.

— Торговые центры идут на какие-то уступки?

— Все в индивидуальных переговорах, но в целом все по-прежнему. Не особо идут, у торговых центров свои издержки, у них свои проблемы, я их понимаю.

Впрочем, есть регионы, где торговым центрам хотя бы частично пошли на уступки местные власти. Например, в Ульяновской и Костромской областях разрешили вход в ТЦ без QR-кодов по будням в первой половине дня. Но понятно, что это не самое удобное время для шоппинга. А впереди Новый год — золотые дни для арендаторов торговых центров. И они надеются получить хорошую выручку. Во-первых, вакцинация все-таки идет, и коды ее стимулируют. А, во-вторых, на улице похолодало, зима снежная, а, значит, люди пойдут в торговые центры хотя бы за теплой одеждой и обувью.