Налоговый робот заблокировал счета бизнесмена прямо перед Новым годом

Московскому предпринимателю заморозили банковские счета из-за якобы неподанной декларации. Это оказалось ошибкой, и допустил ее робот ФНС. Причем такой сбой в системе не единичный случай.

Налоговый робот заблокировал счета бизнесмена прямо перед Новым годом
© BFM.RU

Максим работает в сфере торговли. На днях он обратился в свой банк, чтобы оформить овердрафт, и выяснил, что 17 декабря налоговая заблокировала его счет. В двух других банках, где обслуживается предприниматель, ситуация оказалась такой же. В понедельник Максим обратился в налоговую. Узнал, что счета заблокировали потому, что он не подал декларацию за 2018 год. Самое же интересное, что тогда у него не было зарегистрированного ИП, он открыл его лишь годом позже. Но робот, который проверяет декларации, решил иначе, рассказывает Максим:

«В 2018 году у меня не было ИП. Оно было закрыто в 2016 году и открыто потом только в 2019-м. Соответственно, за этот год у меня не было обязательств. В налоговой мне сказали, что, действительно, произошла ошибка. Я не должен был ничего подавать. Сказали, что таких людей много было до меня и должно прийти после. У кого-то правомерно, у кого-то неправомерно такое произошло. Пояснили, что робот просто взял, прошелся по всей базе и посмотрел, у кого не было декларации. Какого-то конкретного лица, кто выносил это постановление, нет. Мне сказали, что это сделал робот».

Это чем-то напоминает ковровую бомбардировку. Сначала машина блокирует всех, кто ее по каким-то причинам не устроил. А потом предприниматели, за которыми на самом деле вины нет, вынуждены доказывать свою правоту и в это время не могут воспользоваться собственными же деньгами. Причем налоговая, сославшись на ошибку робота, не отправила бизнесмену официального уведомления о блокировке, продолжает Максим:

«У меня в личном кабинете на сайте налоговой ни уведомлений никаких об этом нет, ни постановления, ничего. В налоговой все достаточно вежливые, но добиться какого-то результата не получается. В тот отдел, который занимается непосредственно взаимодействием с банками (как мне сказали, там работает всего один человек), дозвониться невозможно. Я не мог связаться с ними целый день. Мне сказали, что люди туда по три дня дозваниваются».

В итоге налоговая сообщила, что разблокировала счета бизнесмена. Дальше дело за банками. Когда во вторник днем сотрудники Business FM разговаривали с Максимом, он сказал, что банки до сих пор не разморозили счета, а вечером сообщил, что два банка его разблокировали, а третий так этого и не сделал.

Причем не все знают, что если блокировка действительно была неправомерной, то предприниматели имеют право потребовать от государства компенсацию, рассказывает партнер компании Taxadvisor Алексей Яковлев:

Алексей Яковлев партнер компании Taxadvisor «Если налогоплательщик не может распоряжаться деньгами какое-то время, которые у него из-за блокировки висят на счете, то на эту сумму могут начислять проценты в его пользу по ставке Банка России. И я рекомендую всем, кто пострадал именно таким образом, обратиться за такими процентами. И аргумент инспекции о том, что это сделал автомат или робот [не учитывается] — для нас, для налогоплательщиков, нет робота. Есть просто налоговый орган, а как он внутри себя организовал процедуры, мы не знаем и не должны знать».

Business FM не раз приводила истории предпринимателей, которым на их взгляд необоснованно блокировали счета. Это вообще одна из самых частых жалоб бизнеса. И Максиму на самом деле повезло, ему достаточно быстро разморозили счета, пусть и не все. Особенность же его кейса в том, что ошибку совершил не конкретный сотрудник ФНС, а робот. И если таких случаев действительно много, то предпринимателям не позавидуешь. Сейчас высокий предновогодний сезон продаж. Заморозка счетов полностью парализует деятельность бизнеса. И письмо, которое Максим отправил в редакцию, заканчивается словами «такие блокировки могут довести до отчаяния».

Если у вас есть что рассказать о своем бизнесе, обращайтесь в рубрику «Бизнес говорит».